-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 47591
 омментариев: 7676
Ќаписано: 177641


—вобода Ц это рабство: 8 фактов, которые вы (возможно) не знали о романе Ђ1984ї

¬торник, 26 »юн€ 2018 г. 02:01 + в цитатник

‘разы из этого романа ушли в народ, а само его название давно стало нарицательным. » пускай антиутопий было написано великое множество как до, так и после ƒжорджа ќруэлла – именно «1984» стал тем фундаментальным трудом, который, по-своему, максимально точно зафиксировал ужасы преступлений государственной машины, чинимых за ширмой оголтелой пропаганды.

¬ честь 115-ой годовщины со дн€ рождени€ ƒжорджа ќруэлла вспоминаем 8 фактов, которые позвол€т по-новому взгл€нуть на писател€ и его легендарное произведение.

ќруэлл сражалс€ с тоталитаризмом словом и делом задолго до романа «1984»


¬оспоминани€ о гражданской войне в »спании легли в основу книги ќруэлла "ѕам€ти  аталонии"

¬ декабре 1936-го года ƒжордж ќруэлл прибыл в »спанию – где только-только разразилась гражданска€ война – чтобы сражатьс€ на стороне POUM. POUM – –абоча€ парти€ марксистского объединени€, выступавша€ против сталинского вли€ни€ и боровша€с€ с националистами. ¬ »спании ќруэлл провЄл около полугода, пока не был ранен немецким снайпером. ¬ыстрел пришЄлс€ в шею писател€ и, по его воспоминани€м, многие потом говорили, что после такого ранени€ выживают лишь счастливчики. ’от€ сам ќруэлл был немного иного мнени€, и считал, что будь он на самом деле счастливчиком – такого ранени€ ему попросту удалось бы избежать. ¬ июле 1937-го года писатель возвращаетс€ в Ѕританию и после восстановлени€ в санатории графства  ент приступает к работе над повестью «¬ пам€ть о  аталонии», в которой описал свой опыт вооружЄнной борьбы с тоталитаризмом.


ќруэлл во врем€ работы на Ѕи-би-си

— началом ¬торой мировой войны ќруэлл вновь пыталс€ попасть на фронт, но состо€ние здоровь€ – в 1938-ом у него диагностировали туберкулЄз – не позволило ему пройти медицинскую комиссию. “ем не менее, с наци он всЄ же поборолс€: в течение двух лет он вЄл собственную передачу на радиовещательном отделении Ѕи-би-си, в которой боролс€ с немецкой пропагандой.

–оман «1984» родилс€ из сказки-притчи о революции 1917-го года


ќбложка книги ќруэлла "—котный двор"

¬ 1946-ом году ќруэлл опубликовал эссе под названием «ѕочему € пишу», в котором рассказал, что почти всем своим творчеством он пр€мо или косвенно хотел насолить тоталитаризму. ќдним из самых €рких таких произведений считаетс€ его повесть-антиутопи€ «—котный двор»: на примере одной фермы – где домашние животные свергли и прогнали своего хоз€ина – автор описал путь разложени€ идей революции от всеобщего равенства до возникновени€ ещЄ более жестокой диктатуры. Ќад «—котным двором» ќруэлл работал с но€бр€ 1943-го по декабрь 1944-го и не скрывал, что его сказка – сатира на революционные событи€ в –оссии ’17-го года. ¬ своей книге «–азмышлени€ о “—котном дворе”» философ ¬иктори€ „аликова упоминает, что ќруэлл писал свою притчу максимально пон€тным и лЄгким дл€ перевода €зыком, прежде всего лЄгким дл€ перевода на русский: его не оставл€ла надежда, что читатели страны, дававшей ему столь много пищи дл€ размышлений, тоже прочтут его повесть.


"¬се животные равны, но некоторые равней других" -- одна из главных цитат повести

ћечта ќруэлла исполнилась почти через 45 лет после публикации «—котного двора». ¬ ———– «ƒвор» впервые напечатали на страницах рижского журнала «–одник» уже во времена ѕерестройки, в 1988-ом году.

Ћегендарный абсурдизм “2 + 2 = 5” возник благодар€ советским п€тилеткам


–азворот книги " омандировка в утопию" с автографом автора

¬ романе присутствует интересное размышление главного геро€ о могуществе партии и —таршего брата, которым ничего не стоит заставить всех поверить, что два плюс два равн€етс€ п€ти. Ёта арифметическа€ нелепица – одновременна€ проста€ и ужасающа€ – была заимствована, по мнению исследователей творчества ƒж.ќруэлла, из книги « омандировка в утопию», которую после визита в 1937-ом году в ———– написал американский журналист ёджин Ћайон. ¬ « омандировке…» это уравнение упоминалось в главе, посв€щЄнной советским п€тилеткам, когда за 4 года выполн€лс€ п€тилетний план.


ѕлакат якова √именар, 1931г.

ѕримечательно, что ќруэлл использовал этот арифметический абсурдизм задолго до романа. ¬ своЄм произведении «¬спомина€ войну в »спании» (1943), автор писал:

«Ќацистска€ теори€ просто отрицает, что существует само пон€тие “правды”. Ёто пр€мой путь к кошмарному миру, где лидер или парти€ контролируют не только будущее, но и прошлое. ≈сли лидер за€вит, что чего-то никогда было – его не было. ≈сли лидер захочет, чтобы два плюс два стало равно п€ти – оно будет равно п€ти. » это пугает мен€ намного сильнее, чем бомбы».

–оман мог иметь совсем другое название


"¬ойна -- это мир, свобода -- это рабство, незнание -- сила": три столпа двоемысли€

¬ процессе работы над книгой несколько раз мен€лось еЄ название. ѕервым рабочим названием было «ѕоследний человек в ≈вропе», которое позднее сменил «∆ивые и умершие». ¬ какой-то момент ќруэлл решает вынести в заголовок год развити€ событий книги. —начала это был 1980-ый. ѕотом ќруэлл сменил его на 1982-ой и, в конце концов, остановил свой выбор на 1984-ом. »здатель от такого желани€ был не в восторге и настаивал на том, чтобы автор выбрал такой заголовок, который давал бы читател€м хоть какое-то представление, чему посв€щена книга. Ќо ќруэлл оказалс€ непреклонен и отсто€л свою позицию.


–абота французского художника Guillaume Morellec, 2016

  слову, до сегодн€шнего дн€ остаЄтс€ до конца не €сно, почему автор выбрал именно 1984-ый год в качестве времени действи€ своего романа. Ќаиболее распространЄнна€ верси€ гласит, что «1984»  – это отзеркаленный год написани€ книги: работу над романом ќруэлл закончил как раз в ‘1948-ом.

«1984» – вольный ремейк книги ≈вгени€ «ам€тина «ћы»


ќбложки российских и зарубежных изданий романа "ћы"

ѕрин€то считать, что основные антитоталитарные темы ƒжордж ќруэлл проработал уже в своей притче «—котный двор», и его последующий роман «1984» стал лишь  более осмысленной и подробной его версией. ќднако некоторые исследователи творчества писател€ предполагают, что огромное вли€ние на ќруэлла оказала книга российского писател€ ≈вгени€ «ам€тина «ћы». Ётот роман-антиутопи€ также посв€щЄн тоталитарному государству будущего и содержит немало параллелей с произведением ќруэлла: например, в ≈дином государстве и Ѕлагодетеле без труда угадываетс€ ќкеани€ и —тарший Ѕрат. ¬ пользу версии того, что ќруэлл был знаком с произведением «ам€тина говорит тот факт, что в 1946-ом году он выступал рецензентом англо€зычного издани€ романа «ћы», и переписка ќруэлла с писателем √лебом —труве, в которой британец выразил огромную заинтересованность в подобного рода литературе. ѕодобно роману «1984», зам€тинска€ антиутопи€ «ћы» была впервые опубликована в ———– лишь в 1988-ом году.


»ллюстраци€ к роману «ам€тина "ћы"

 стати, режиссЄр јндрей “арковский высказывалс€ о «ћы» весьма нелицепри€тно, назвав книгу претенциозной, слабой и противненькой.

—удьба романа подтвердила его горькие тезисы


ѕолитическа€ карта мира из романа "1984"

ќписыва€ внешнюю политику ќкеании, ќруэлл вывел формулу бесконечной войны: государство описывалось в состо€нии посто€нного противосто€ни€ то с ќстазией, то с ≈вразией. ѕобеды всегда преувеличивались, поражени€ замалчивались или преуменьшались; конфликт с одной из них сопровождалс€ потеплением отношений с другой с об€зательной последующей сменой ролей. ¬о второй главе романа подобное положение дел описывалось следующим образом: «ќкеани€ воюет с ќстазией/≈вразией. ќкеани€ ¬—≈√ƒј воевала с ќстазией/≈вразией». —отрудникам ћинистерства правды нужно лишь корректировать архивные документы, привод€ их в соответствие с текущими интересами партии и Ѕольшого Ѕрата.


–абота художника ј.–оманова

— момента своего по€влени€, «1984» воспринималс€ в ———– как подрывна€ литература, нацеленна€ на ослабление существовавших в нЄм пор€дком: подобное заключение было сделано официальными цензурирующими органами и стало досто€нием общественности после развала —оветского —оюза и открытием доступа к архивам. ѕримечательно, что с наступлением горбачЄвской ѕерестройки была дана команда обелить им€ ќруэлла и нивелировать эффект от множества разгромных рецензий, опубликованных с ’50-ых годов: «———– дружит/ не дружит с ќруэллом. ———– ¬—≈√ƒј дружил/ не дружил с ќруэллом».

” романа «1984» есть два литературных продолжени€

¬ лучших голливудских традици€х, резонансный роман получил сиквел, причЄм не один, а сразу два, написанных разными авторами независимо друг от друга.


–ома-сиквел от ЅЄрджесса

ѕервый роман вышел из-под пера не меньшей легенды, чем сам ќруэлл – британца Ёнтони ЅЄрджесса. Ўирокому кругу читателей ЅЄрджесс известен благодар€ книге ««аводной апельсин»: культовому сатирическому роману о старом добром ультранасилии, перенесЄнном на экраны —тэнли  убриком. —вой роман-продолжение ЅЄрджесс назвал «1985» и разделил на две части. ¬ первой автор делает анализ труда ќруэлла, а во второй рассказывает собственную версию жизни в тоталитарной стране будущего, где пожарные устраивают забастовки во врем€ пожара, а улицы охвачены преступностью.  нига вышла в свет в 1978-ом году.

Warispeace.jpg
–оман-сиквел от ƒалоша

¬торой роман сочинил венгерский дисседент √еоргий ƒалош и его верси€, в отличие от ЅЄрджесса, стала пр€мым продолжением романа «1984». —обыти€ его книги – также озаглавленной «1985» – начинаютс€ со смерти —таршего Ѕрата и последующих постепенных см€гчени€х государственного стро€. –оман ƒалоша вышел в свет в 1983-ем году.

ќруэлл умер, не узнав о триумфе своего романа


ќруэлл на обложке но€брьского номера журнала “аймз, 1983

Ќа прот€жении последнего дес€тилети€ своей жизни – с конца ’30-ых до конца ’40-ых годов – ќруэлл подвергалс€ посто€нной критике. —начала его утюжили представители различных социалистических движений, пользовавшихс€ в Ѕритании немалой попул€рностью и открыто симпатизировавших —оветской –оссии (ќруэлл, напротив, был категорически против отождествлени€ социализма и ———–). ѕотом к ним присоединилась и остальна€ “прогрессивна€ общественность”: с началом ¬торой ћировой тоталитарна€  расна€ –осси€ стала союзником в борьбе с –ейхом и —транами ќси, а потому критические труды ќруэлла оказалась попросту проигнорированы. «1984» был очень неудобен и шЄл вразрез с “линией партии” на дружбу с –оссией.

«акончив роман в 1948-ом году, ќруэлл безуспешно обивал пороги издательств, получив отказ от двадцати из них и сумел добитьс€ его публикации лишь к середине 1949-го всего-то тыс€чным (!) тиражом. „ерез полгода ќруэлла не стало: его смерть совпала с образованием Ќј“ќ и открытым объ€влением ———– геополитическим врагом. ¬ полном соответствии с романом, лини€ партии сделала разворот на 180 градусов: началась ’олодна€ война и роман ќруэлла в одночасье был объ€влен главным литературным оружием против коммунистов. ѕроизошедшие событи€ стали горьким подтверждением тезисов, изложенных ќруэллом; тезисов, которые не тер€ют своей актуальности даже сегодн€.

„“ќ ѕќ„»“ј“№?
1. ќ запрете фильма "—мерть —талина"
2. ћедийна€ диктатура "Ѕегущего человека"
3. —тэнли  убрик о смысле " осмической одиссеи"
4.  ак голливудский дизайнер работал на "ћосквич"
5. »стори€ покорени€ космоса на примере 20 советских фильмов
6.  расна€ жара: что осталось за кадром московских съЄмок
7. ќ фильмах, запрещЄнных или сн€тых с показа в Ѕеларуси
8. —писок статей автора о кино

original.jpg



источник - aleksei_turchinaleksei_turchin 
[1 ссылок 107 комментариев 5251 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку