-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 27841
 омментариев: 7484
Ќаписано: 157693


ќ бессилии добра в русской литературе.

ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2018 г. 13:41 + в цитатник
ћихаил Ёпштейн пишет в —нобе:

"¬ русской литературе добро предстает слабым, бессильным. „тобы одержать победу над злом, оно должно заручитьс€ его же помощью. Ќо в этом случае оно перестает быть добром, а значит, все равно терпит поражение."
’отела вз€ть несколько коротких цитат, но не получилось, почти полностью привожу тут текст статьи.

јвтор сравнивает русскую сказку "¬асилиса ѕрекрасна€" с французской сказкой о «олушке.
»х сюжет перекликаетс€, в обеих сказках кроткую сироту зла€ мачеха и сводные сестры пытаютс€ сжить со свету, поручают ей самую трудную, порой невыполнимую работу. ќна со всем справл€етс€, остава€сь доброй, терпеливой и несчастной. ѕотом вмешиваетс€ нека€ волшебна€ сила и внезапно поворачивает ее судьбу Ч красавица попадает во дворец и выходит замуж за цар€/принца.

Ќо «олушке помогает добра€ фе€, ее крестна€, а ¬асилисе Ч людоедка Ѕаба-яга, котора€ дает ей зловещий подарок Ч череп с гор€щими глазами, ведь мачеха и посылала падчерицу к Ѕабе-яге "за огоньком", чтобы осветить дом.
"¬несли череп в горницу; а глаза из черепа так и гл€д€т на мачеху и ее дочерей, так и жгут! “е было пр€татьс€, но куда ни брос€тс€ - глаза всюду за ними так и след€т; к утру совсем сожгло их в уголь; одной ¬асилисы не тронуло".
“ак сиротка избавилась от домашнего гнета. ќдно, меньшее зло побеждено другим, всесильным.

¬последствии ¬асилиса своей красотой, усердием и ткацким искусством привлекает внимание цар€ Ч и он берет ее в жены. ¬прочем, особым трудолюбием ¬асилиса, в отличие от «олушки, похвалитьс€ не могла Ч всю работу делала за нее завещанна€ матерью куколка, странный персонаж: то ли рабын€, то ли скотинка, то ли игрушка, то ли талисман, то ли орудие труда: " уколка покушает... а наутро вс€кую работу справл€ет за ¬асилису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гр€ды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена... ’орошо было жить ей с куколкой".

ќбратимс€ теперь к самому гуманному произведению русской литературы Ч повести √огол€ "Ўинель". ќтсюда мотив сострадани€ маленькому человеку перешел к “ургеневу, ƒостоевскому, “олстому, „ехову и стал как бы фирменным знаком отечественной классики. Ѕедный јкакий јкакиевич даже муху не способен обидеть, он воплощенна€ кротость, смирение, прилежание, а его обижают все, судьба наносит удар за ударом, и значительное лицо на мольбу о помощи отвечает таким приступом гнева и угрозами, что ј.ј. вскоре испускает дух. јвтор вс€чески стараетс€ вызвать пронзительную жалость и любовь к своему герою. "Ђќставьте мен€, зачем вы мен€ обижаете?ї Ч и в этих проникающих словах звенели другие слова: Ђя брат твой" »счезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни дл€ кого не интересное..." ¬от это, казалось бы, и есть нравоучительна€ цель повести: пробудить в читателе добрые чувства к малым мира сего.

» потому столь неожиданен фантастический поворот сюжета, когда јкакий јкакиевич по€вл€етс€ после своей кончины в образе жуткого привидени€, €вно сговорившись с нечистой силой, и наводит ужас на северную столицу. "Ћицо чиновника было бледно, как снег, и гл€дело совершенным мертвецом. Ќо ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривилс€ и, пахнувши на него страшно могилою..."

¬от оно, новое €вление той же силы, что и смертоносный череп в волшебной сказке. ќказываетс€, что доброта не способна совершить ничего доброго в этом мире, и вс€ жалость, которую автор пыталс€ пробудить к јкакию јкакиевичу, не может изменить его судьбу: ни согреть от мороза, ни защитить от грабителей, ни заступитьс€ перед генералом. » только мертвец, пахнущий могилой, способен наказать злого генерала и отн€ть у него шинель.

≈ще одно великое свидетельствo о бессилии добра Ч "»диот" ƒостоевского. «адуман роман именно как повествование о "положительно прекрасном человеке", перед нами сам "кн€зь ’ристос", как указано в набросках ƒостоевского. ћышкин безукоризненно добр, сострадателен, принимает всех людей, прощает им обиды и грехи, Ч но почему же пр€мым последствием этого всепрощени€ становитс€ крушение человеческих судеб: преступление –огожина, смерть Ќастасьи ‘илипповны, отча€ние и надлом јглаи, окончательное помешательство самого ћышкина? ≈сли бы на месте ћышкина оказалс€ кто-то менее добрый и сострадательный, вр€д ли итог мог бы оказатьс€ более жестоким и безысходным. “ак ’ристос он или јнтихрист?

–усска€ литература, даже проповеду€ добро, не верит в его силу, в его способность переделать мир. «ло оказываетс€ более могущественным, необоримым Ч и вынуждает добро либо к трагической капитул€ции, побежда€ его, либо к иронической капитул€ции, заставл€€ заручитьс€ своей поддержкой.
“акова роль зла и в "ћастере и ћаргарите" ћ. Ѕулгакова. ¬ иудеохристианской теологии Ѕог всемогущ и всеблаг, но у Ѕулгакова эти два атрибута противопоставлены друг другу. ќбраз ¬сесильного ƒобра здесь распадаетс€ на бессильно-доброго »ешуа Ч и кн€з€ мира сего ¬оланда... Ѕессильное добро и недобра€ сила Ч таковы два полюса романа, заданные из глубины времен, обреченные на противосто€ние и странный союз. ћастер сочин€ет роман о своем герое »ешуа Ч и подвергаетс€ злобной общественной травле; а ћаргарита, чтобы вызволить беззащитного мастера из психлечебницы и спасти его рукопись, обращаетс€ к помощи всесильного ¬оланда. ¬ сюжете самого известного русского романа ’’ в. ћаргарита надел€етс€ по сути той же ролью, что героин€ волшебной сказки. —начала она страдалица, как ¬асилиса, а потом сама становитс€ ведьмой ради спасени€ доброго, но слабого возлюбленного. ѕо€вл€етс€ здесь и череп (Ѕерлиоза), который ¬оланд наполн€ет кровью Ч и приказывает выпить ее ћаргарите ("сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах началс€ звон").

≈сли добро хочет изменить мир к лучшему, оно само вынуждено обращатьс€ к злу, заискивать перед ним. ј зло от избытка сил и презрительной щедрости бросает ему маленькую подачку, чтобы тем вернее €вить свое превосходство.

ћожете привести противоположные примеры из русской литературы? ѕримеры, когда добро побеждает само, не прибега€ к помощи зла?


источник - natali_yanatali_ya 
[0 ссылок 69 комментариев 2700 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку