-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 49159
 омментариев: 7706
Ќаписано: 179239


“еологи€ тупоконечников

—реда, 15 ћа€ 2019 г. 16:00 + в цитатник
¬ –оссии все чаще защищают диссертации не только по гомеопатии, но и по теологии.  ак попул€ризатор науки, € не могу не рассказать о великом научном открытии, сделанном в одной из них.

¬ христианстве существует несколько доктрин о божественной природе »исуса ’риста. ћонофизиты постулируют, что в ’ристе есть только божественна€ природа, и отвергают его человечество. Ёто учение признано ересью  атоличеством, ѕравославием и многими протестантскими церкв€ми. ќфициально монофизитство осудили в 451 году на ’алкидонском соборе, который утвердил дифизитство – присутствие в »исусе одновременно двух несли€нных природ – божественной и человеческой. Ќо св€той —евир јнтиохийский предложил умеренное мoнoфизитство, которое, если сильно упрощать, утверждает, что в »исусе ’ристе есть только Ѕожественна€ ипостась, но внутри нее возможно наличие двух различных сущностей – божественной и человеческой.

ѕротоиерей ќлег ƒавыденков написал докторскую по теологии и скоро планирует ее защитить. ¬ своем труде он описывает различи€ между умеренным монофизитством и дифизитством и приходит к следующему выводу: «можно считать доказанным, что умеренное монофизитство не было лишь вербальным, а севирианска€ и дифизитска€ догматические системы €вл€ютс€ принципиально различными и ни при каких услови€х не могут быть приведены к взаимному согласованию».

¬с€ эта полемика напоминает мне конфронтацию между остроконечниками и тупоконечниками из «ѕутешестви€ √улливера», спор€щими, с какого конца надо разбивать вареные €йца.

Ќо проблема в другом.  ак верно пишет автор, его диссертаци€ актуальна с политической точки зрени€. ”меренное монофизитство попул€рно по сей день среди христиан из —ирии, јрмении, Ёфиопии и ≈гипта. ќбъединение взгл€дов различных христиан важно с точки зрени€ межгосударственных отношений и дружбы народов. ѕон€тно, что наука должна быть объективной, а не прогибатьс€ под политически удобные идеи, даже если те могли бы способствовать миру и единению между людьми, а не их разделению по некоторому признаку. » в этом смысле следование фактам было бы похвально, если бы не одно «но»…

ƒело в том, что обсуждаемое разделение ничем не отличаетс€ от разделени€ людей на уже упом€нутых остроконечников и тупоконечников, а теологи€ – не наука.

Ќо метафора с остроконечниками и тупоконечниками, мне кажетс€, недостаточно остро иллюстрирует проблему. ѕоэтому рассмотрим другую поучительную историю – о непорочно зачатом сыне стол€ра.

»стории Ѕуратино и ѕиноккио очень похожи, но отличаютс€ в детал€х. ¬ сказке  арло  оллоди старому стол€ру јнтонио попадаетс€ говор€щее полено, которое он отдает своему другу ƒжеппетто (»осифу?) по прозвищу « укурузна€ ЋепЄшка». “от делает из полена мальчика и называет его ѕиноккио.

¬ сказке ««олотой ключик или ѕриключени€ Ѕуратино» јлексе€ “олстого полено попадаетс€ старому стол€ру ƒжузеппе («—иний Ќос»), который отдает его шарманщику  арло – и тот мастерит из полена живую куклу по имени Ѕуратино.

Ќесомненно, подобно тому, как автор теологической диссертации составл€ет таблицу отличий между умеренным монофизитством и дифизитством, мы могли бы составить таблицу отличий между «ѕиноккианством» и «Ѕуратинианством» и вы€снить, что «эти догматические системы €вл€ютс€ принципиально различными и ни при каких услови€х не могут быть приведены к взаимному согласованию».

¬з€ть хот€ бы клички ƒжеппетто и ƒжузеппе (« укурузна€ Ћепешка» и «—иний Ќос») – различи€ налицо. ƒалее можно было бы устроить спор о том, верно ли, что древочеловек Ѕуратино/ѕиноккио – истинное дерево, одновременно дерево и человек или все-таки чистое дерево – антропоморфный дендромутант, но с двум€ сущност€ми – дерев€нной и человеческой. „его больше в нем? ƒерева или человека? Ќа этом основании мы могли бы разделить людей еще и на дендробуратинианцев, гомопиноккианцев и каких-нибудь еретиков монодендрофилов.

ј теперь представьте, что кто-то бы сделал это на полном серьезе. ј потом кто-то из дендробуратинианцев написал про это докторскую диссертацию. ј потом представитель ведущий организации (не какой-то шарашки, а ¬ысшей Ўколы Ёкономики!) написал бы на это все положительный отзыв, мол, действительно, наукой подтверждено, что разные догматические системы о разном проценте дерева в ѕиноккио/Ѕуратино не могут быть приведены к взаимному согласованию.

ј вот €, как представитель естественных наук, не могу не отметить, что согласование достигаетс€ легко. ѕризнанием всеми сторонами бессмысленности самого спора, который €йца выеденного не стоит. ѕотому, что нет никаких доказательств, что вообще хоть что-то божественное в истории произошло.

» тогда смешанным религиозным русско-арм€нским семь€м не надо будет огл€дыватьс€ на то кто из них схизматик и, рассказыва€ про событи€ в —ирии, не надо будет вспоминать, что несчастные христиане там – еретики и вовсе не православные. » предки ѕушкина не из монофизитской Ёфиопии…  оторой дл€ соединени€ с православием требуетс€ «постепенное повышение умственного уровн€ этой страны», если верить историку церкви ¬.¬. Ѕолотову, на которого ссылаетс€ официальный оппонент —ергей ‘ранцузов в своем отзыве…

ј то через неделю ¬ысша€ аттестационна€ комисси€ при ћинистерстве науки и высшего образовани€ –оссийской ‘едерации на защитном совете, включающем ћ√”, наконец, через 1568 лет признает научно «доказанным», что гусь свинье не товарищ, «и ни при каких услови€х не могут быть приведены к взаимному согласованию». –ешени€ ’алкидонского собора – в жизнь!

—сылка: ƒавыденков ќлег ¬икторович, диссертаци€ на соискание ученой степени доктора теологии на тему «’ристологическа€ система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли».

«ащита состоитс€ «21» ма€ 2019 г. в 14.00 по адресу: ћосква, ул. ѕ€тницка€, д. 4/2, стр. 1. ѕравда в прошлый раз, когда на такое меропри€тие пытались попасть журналисты, чтобы своими глазами посмотреть на триумф отечественной науки, их не пустили.



источник - scinquisitorscinquisitor 
[2 ссылок 100 комментариев 5000 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку