-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Topbot

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2008
Записей: 49471
Комментариев: 7713
Написано: 179559


Зейгарник: человек и эффект

Пятница, 30 Августа 2019 г. 14:00 + в цитатник


60-е годы XX века. Международный психологический конгресс. Среди участников ходит маленькая сухонькая старушка, на которую никто не обращал внимания, пока кто-то не прочел надпись на ее бейджике. Через минуту вокруг нее образуется толпа, которая с восхищением смотрит на эту незаметную женщину. На бейджике написано "Зейгарник".
К тому времени уже несколько десятков лет эффект Зейгарник входил во все учебники психологии, и мало кто задумывался, кто такое Зейгарник и какого оно пола. Возможность увидеть живого человека, именем которого назван всем знакомый эффект, стала для многих психологов сенсацией.
Чтобы разобраться, что такое эфект Зейгарник и почему его открывательница оказалась неизвестной мировому психологическому сообщесту, мы перенесемся еще лет на 40 назад от психологического конгресса.

Курт Левин и эксперимент Зейгарник

Берлин начало 20-х годов XX века. В строгой академической атмосфере тех лет, где профессор (почему-то обязательно с бородой) царит на недосягаемой высоте и почти не снисходит до своих учеников, появляется сравнительно молодой преподаватель, который стремится на равных общаться с своими учениками: приглашает их в кафе, к себе домой, обсуждает научные проблемы в неформальной атмосфере. Надо сказать, что среди его учеников преобладали женщины и было немало тех, кто имел отношение к России.
Курт Левин (1890-1947) отличался от представителей академической психологии того времени еще и сферой своих интересов: он стремился сделать предметом изучения в психологии то, что в ней наиболее важно и интересно с позиции обычного человека - движущие силы поведения, их взаимодействие, зависимость от окружения и пр. Материал для исследований он часто брал из жизни, моделируя его в эксперименте.

Так, в одном из иследований, проведенном Татьяной Овсянкиной (практически все известные исследования Левина - это дипломные работы его студентов), людей просили выполнить разнообразные сравнительно короткие действия (решить головоломку, вырезать фигурку из бумаги и пр.), а потом под разными предлогами не давали их закончить. Выяснилось, что невозможность довести начатое не по своей инициативе дело до конца вызывала активные протесты, вплоть до того, что люди приходя через 2-3 дня (якобы на другой эксперимент) и увидев свою недоделанную работу, хватались за нее, чтобы все-таки довести до конца.
Объясняя подобные результаты, Левин ввел понятие квазипотребности: добавка "квази" отличает такие потребности от "естественных" - есть, пить, общаться и пр. Квазипотребность возникает, когда человек собирается что-то сделать (например, по просьбе психолога решить головоломку), и раз возникнув, создает напряжение, котрое нуждается в разрядке - завершении действия.
На эту тему есть психологически достоверный анекдот. Девочка играет гаммы по часам, папа сидит в этой же комнате, читает газету и следит, чтобы она не отлынивала. Бьют часы, девочка вскакивает и бросив недоигранную гамму на середине, убегает (она отбывала "повинность", у нее никакая квазипотребность не сформировалась). Папа пытается продолжать читать, но что-то ему мешает. Он мнется, ерзает, наконец подходит к пианино, доигрывает недоигранную дочкй гамму и спокойно продолжает чтение.

Одажды Курт Левин со своими учениками пошел в кафе. Компания была большая, заказ они сделали сложный, но официант ничего не записал. Левин удивился и спросил официанта, неужели тот все запомнил. Он ответил утвердительно, добавив, что это его работа. Левин решил проверить и спросил, что заказал господин за соседним столиком. Официант пожал плечами: "Не помню, он же уже расплатился".
Вот из этого случая и выросла гипотеза о том, что напряжение, создаваемое квазипотребностью, приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий. А гипотеза - к эксперименту, где испытуемых просили выполнить около 20 различных заданий за час-полтора - склеить, выполнить поделку, решить головоломку, написать четверостишие и пр. Половина заданий не завершалась - их под разными предлогами прерывали "на самом интересном месте" (представляете, сколько виртуозности и даже артистизма требовалось, чтобы провести такое исследование!). В конце испытуемых неожиданно для них просили вспомнить все задания. В соответствии с гипотезой, незавершенные действия запоминались лучше - примерно в 2 раза. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий и вошел в психологию как "эффект Зейгарник", по фамилии студентки-дипломницы, проводившей это исследование.

Блюма Зейгарник: человек и психолог
Уже давно пора рассказать о самой Блюме Вульфовне Зейгарник (1900-1988). Она оказалась в Берлине в 1921 году вместе с мужем - работником советского торгпредства - и поступила учиться в Берлинский университет. Ту самую дипломную рабооту, которая принесла ей мировую славу, она защитила в 1927 году.


(на фото Курт Левин танцует с Блюмой Зейгарник на пикнике перед ее отъездом из Берлина)
В 1931 году вместе с мужем она вернулась в СССР и продолжала работать как психолог. В 1938 году муж был арестован (он так и не вернулся из лагерей), Блюма Вульфовна осталась с маленьким ребенком и беременная (в сети немного другие даты, я рассказываю так, как помню со слов учеников Блюмы Вульфовны). По воспоминаниям тех, кто ее знал, страх и стремление спрятатся, остаться незаметной, на долгие годы стал основой ее жизни. Тем не менее, она много и продуктивно работала, хотя плоды этой работы стаи заметны уже после окончания Сталинской эпохи.

В послевоенные годы Блюма Вульфовна стала создателем самостоятельного направления в психологии, которое не получило большого распространения за рубежом, но продуктивно развивалось в СССР. Она перенесла принципы психологического эксперимента Курта Левина (а они сильно отличались от практики "традиционного" психологического эксперимента - гораздо более "сухого", стандартизованного и не предполагающего активного взаимодействия с "подопытным кроликом") на работу с психически больными. Результаты исследований заложили основу патопсихологии - науки об особенностях психических процессов у психиатрических больных.
Для Блюмы Вульфовны был интересен каждый человек, и если он болен, то это означало прежде всего необходимость еще более деликатного и (не постесняюсь сказать) трепетного отношения к нему.

Прежде всего патопсихологический эксперимент — а я говорю сейчас о патопсихологическом эксперименте — это обязательное общение с больным. Экспериментатор-патопсихолог всегда немножко актер, так же как экспериментатор левиновской школы...
Конечно, это может быть умственно отсталый, недоразвитый, незрелый человек или вообще не знающий, что существует психология. Правда, таких людей почти нет и даже если вы имеете дело с неграмотной старушкой, она понимает, что вы хотите как-то проверить ее память или что-то другое. Она не знает слова "экспертиза", но понимает, что у нее что-то проверяют, что-то "умственное".
Вы должны очень доброжелательно встретить больного, очень доброжелательно с ним поговорить и, вместе с тем, какая-то дистанция в общении, хоть на один сантиметр, должна быть соблюдена, даже если вы молоды, а больной — пожилой человек. Все-таки вы — экспериментатор.
Когда вы приходите в клинику, вам должно быть трудно; плохо, если вам не трудно. Если вы думаете, что вам будет легко с больными — это плохо, это еще незнание дела. Поговорить с больным не так просто. Такой простой факт: иногда вы можете вызвать больного через санитара, через лаборанта , а иногда вы сами должны пойти за ним. Бывает и так: нужно пойти в отделение и поговорить, чтобы больной пошел к вам.

Про Блюму Вульфовну от первого лица
Для моего поколения Блюма Вульфовна занимает совершенно особое место: в застойные годы она фактически одна была связующим звеном между советской и мировой психологией. И связь эта держалась силой ее доброты и обаяния.
Блюма Вульфовна в годы моей учебы читала общий купс "Патопсихология" и спецкурс "Теории личности в зарубежной психологии". Была она  маленького росточка, худенькая и очень живая.



И вот эта удивительная старушка читала вводную лекцию, а потом начинала рассказывать про Курта Левина - одну лекцию, вторую, третью... Когда она доходила до своего эксперимента, она скромно потупив глазки, говорила "Ну, я его проводила" - это был маленкий спектакль, который надо было видеть. Потом она обычно начинала болеть, ближе к концу семестра ее ученики за две-три лекции прочитывали все остальные теории личности. Поэтому в советской психологии Левин был, наверное, самым известным и самым высокочтимым зарубежным психологом.

Была она очень доброй и отзывчивой. Когда мы сдавали совершенно неподъемный по количеству материала госэкзамен, для нас предусмотрели обзорные лекции, но не по всему материалу. Кто-то из отчаявшихся студентов вывесил в "предбаннике" факультета бумажку с просьбой к преподавателям, которые могут прочесть дополнительные обзорные лекции, записаться. Записались двое: 80-летняя Блюма Вульфовна и кто-то еще.
Рассказывали, что она поставила на экзамене одну-единственную тройку в своей жизни - студенту, который сказал ей, 80-летней, что после 65 лет развивается и бурно прогрессирует старческий маразм. Я была уверена, что это легенда, но уже после окончания МГУ общалась с человеком, подтвердившим, что он ту самуюю тройку получил.

Борис Братусь, ученик Блюмы Вульфовны, написал:
Психология есть предмет незаочного постижения. Предмет этот по книгам не выучивается. В него должны вводить конкретные живые люди, учителя. Точно так же, например, как и психиатрия... психиатром (и психологом тоже - t) станешь лишь тогда, когда знания соединятся с конкретным опытом, приобретенным не иначе как в общении с конкретным психиатром, учителем, вводящим тебя в предмет, вводящим уже не через знание, а через самого себя как профессионала, как человека.
Не могу считать себя ученицей Блюмы Вульфовны, но все, что с ней связано - ценная часть моего "ученического" багажа психолога.
P.S.Не ручаюсь за стопроцентную точность всех фактов и мелочей. Блюма Вульфовна - человек легендарный, легенды, которые я слышала о ней от ее учеников, могут быть неточными в деталях, но достоверны в главной своей сути.

источник - taanyabarstaanyabars 
[3 ссылок 51 комментариев 4400 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку