-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Topbot

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2008
Записей: 27873
Комментариев: 7484
Написано: 157725


Отступление от темы начало продолжение Лет через семь появился интернет, и

Среда, 18 Сентября 2019 г. 13:40 + в цитатник
началопродолжение

Лет через семь появился интернет, и тогда я впервые с удивлением услышала, что оказывается, предала Родину, «уехала за колбасой» и вообще, что все это как-то морально-этически предосудительно. Услышала я это впервые от одного московского православного журналиста. Он очень гордился тем, что вот он-то не уехал, он патриот. А вот я «бросила свой крест». Мне казалось, я сплю. Неужели он всерьез сравнивает свою ситуацию – хорошо оплачиваемого московского журналиста без семьи, имеющего возможность ездить в Штаты и Европу просто так, и мою тогдашнюю – нищей девочки из Челябинска с ребенком на руках, единственная опора которой – муж решил эмигрировать?
Я так поразилась, что написала такое стихотворение (оно было даже несколько модным среди наших местных, да и сейчас я его скачала с какого-то сайта – ушло в народ):

Смотрят холодно, отчужденно.
Ты уехал - отрезан ломоть.
Смотрят с завистью: рядом рожденный
Вдруг покинул удел сужденный,
Укатил услаждать свою плоть.

Смотрят с жалостью: эх, недотепа!
Ты с дороги свернул столбовой.
Бросил крест, и пыльные тропы
Нынче тянутся пред тобой.

И не знают, какая сила
В одночасье дыханье свела,
И глаза, и разум затмила,
И в неведомое гнала.

И кому-то - манящий зов
(крысолов, волшебная флейта),
А кому-то - бешеный ветер
Рушит стены, ломает кров.

И не знают, что воля Господня
Не подвластна молве людской,
И что каждый из нас, безродных,
По своей, не чужой дороге,
Тянет крест - по-прежнему свой.

Но это не помогло. Конечно, тут же было вытащено стихотворение Ахматовой (с тех пор я ее недолюбливаю) про «голос утешный». Это было прямо-таки нокаутом, уделал меня этот православный журналист! Но в этом стихотворении вообще ничто с моей судьбой не коррелировало. Никакой «голос» меня никуда не звал, а просто так сложились обстоятельства. Я не считала Россию «краем глухим и грешным». Наоборот, тогда царило такое убеждение (и я его разделяла), что Россия вернулась в семью цивилизованных народов, и теперь очень скоро потекут инвестиции, и все станет замечательно. Одна из подруг так и говорила: ну и зачем вы едете, через 10 лет здесь все будет не хуже, чем в Европе. Мысль об отъезде вовсе не была «утешной». Это была трагедия, я это сделала ради любимого человека и семьи. Но Ахматова, конечно, несравнимо талантливее меня.

Обвинителей за эти годы набралось много. Хотя, конечно, большинство людей вменяемые, и никаких выводов из места моего жительства не делают. Но в интернете многие обвиняли. Вот мол, в СССР таких считали предателями. Но в СССР для этого были резоны: шла холодная война, и практически все эмигранты приглашались работать на всякие там бибиси, многие соглашались, клеветали на СССР, и фактически становились предателями. Я никогда не занималась чем-то подобным даже в отношении современной капиталистической РФ. Скорее наоборот, защищаю и разоблачаю гадости, которые здесь постоянно в СМИ о РФ рассказывают.

Вот, мол, польстились на колбасу. А что, такие обвинители сами колбасу не любят, к лучшей жизни для себя и своих детей не стремятся, не стараются как-то устроиться в жизни? Они все, конечно же, кристально чистые монахи, живущие только духовным и любовью к Родине.

Нас в 90-е бросили в океан рынка – как хочешь, так и выживай. Кто-то убивал, чтобы выживать, кто-то торговал телом, кто-то обманывал, кто-то продавал сигареты, телевизоры, цветные металлы, кто-то занялся рэкетом, кто-то скупал ваучеры. Кто-то копался на огороде, а кто-то уехал в другую страну и устроился там. К сожалению, вариант «закончить институт, работать» на тот момент был очень проигрышным – мои однокурсники лет десять зарабатывали по 2-3 тысячи рублей в месяц (до девальвации это тем не менее все равно было ОЧЕНЬ мало). «Просто работать» могли женщины, у которых муж каким-то образом «делал деньги». Мой родной брат вынужден был уйти со «Скорой», которую очень любил, и работать в торговле, сделал там карьеру – чтобы кормить семью. А его жена продолжала работать фельдшером, да. Мне не очень понятно, почему вариант эмиграции считается в этом наборе чем-то предосудительным.
«Но ведь и в Челябинске остались люди, они же как-то выживали». Но у них были другие личные обстоятельства. У них, возможно, были родители, которые не считали их и внуков помехой и иждивенцами. Возможно, была своя жилплощадь. Или еще вообще не было семьи, и они жили действительно у мамы с папой, а те тоже как-то устроились одним из вышеперечисленных способов. Или, если это женщина, у нее был муж, который никуда не поехал. А мой вот – поехал. И что? Мне надо было разрушить семью, плевать на свои чувства, на ребенка, на все вообще?

Или даже пусть им было плохо, но не было возможности уехать. Это еще не говорит о том, что они патриоты.
То есть все это – вовсе не политическое решение, не демонстративный шаг, как думают некоторые, а чисто личный.

Конечно, встречаются эмигранты, которые именно что уехали из чувства ненависти к России, идейные эмигранты, которые потом поливают  Родину грязью. Но таких меньшинство. Другой вопрос, что обычно их голос лучше слышен. Потому что те миллионы простых людей, которые уехали – просто подчинились обстоятельствам, и к тому же редко пишут в интернет. Им пришлось уехать, потому что их страна была разрушена. Их будущее и настоящее было уничтожено. Про «бешеный ветер рушит стены» - это не фигура речи. Я видела эмигрантов, бежавших от войны, от резни. Я видела людей, уехавших из казахстанского поселка, начисто снесенного с лица земли – просто потому, что с Советской властью ушло и водоснабжение. Оттуда уехали ВСЕ жители – большинство в Россию, немцы – в Германию. А куда им было деваться? Они все предатели, наверное. Бросили малую родину…
Что это вообще за убеждение такое, что вот жить на выделенном тебе лично клочке земли – это морально, а все остальное – аморально?
Да, бывают обстоятельства, при которых эмиграция – синоним предательства. Даже эмиграция по чисто личным обстоятельствам. Вряд ли можно считать невинными тех, кто во время войны добровольно поехал жить в фашистскую Германию (а такие были, те же фольксдойчи). Но распространять это на все остальные случаи и все времена – чисто демагогический прием.

Во всем мире люди спокойно покидают свои страны, едут в поисках лучшей доли. Им даже сочувствуют – «гляжу я на небо тай думку гадаю». Потому что это нелегко – бросить родные места и ехать куда-то, делают это в основном от крайнего отчаяния. Они сохраняют связь с Родиной, и на Родине их помнят и уж во всяком случае не обвиняют.
И только у нас почему-то эмигранты – это презренная социальная группа. «Колбасники». Да какая колбаса – я же говорю, меня волновало в 1993 году молоко для ребенка. Тогда уж «молочники». Нигде в мире не считается зазорным искать лучших материальных условий в другой стране, а у нас вот это почему-то зазорно. Какое-то специфически российское чванство – мы ну такие особенные!

Впрочем, я не искала даже улучшения материальных условий. Интересно, что те же православные, которые так надо мной издевались за эмиграцию (и при этом призывали перейти в православие. Очевидно, это было рассчитано на мазохистов) – требовали от женщин во всем подчиняться мужьям. Но мой муж-то как раз и хотел уехать! Я и подчинилась. Грехом это вроде бы не является. Но все равно я плохая, не то, что Ахматова! В общем, логики у этих православных я как-то совсем не вижу.

Кроме того, я не вижу, какие уж такие особенные материальные выгоды я получила благодаря эмиграции. Я живу так же, как средний россиянин, у меня нет денег на поездки во всякие Таиланды, нет собственной квартиры, я выплачиваю долги.
Еще любят обвинять в том, что мол, ну ладно, тогда было вот так, а сейчас-то ты тоже не возвращаешься, значит, все-таки предатель Родины!

Эти люди не понимают и не задумываются, что все в основном живут не идеями (это очень редкие люди, и не заботящиеся о семье, как правило, могут все бросить и жить только идеей), а житейскими обстоятельствами. И эти обстоятельства выстраиваются годами. Ты получаешь специальность, приобретаешь рабочий опыт, наращиваешь скиллы; у тебя накапливается материальное добро (у меня, впрочем, почти ничего не накопилось). У тебя возникают связи, дружеские, семейные. И вот все это порвать и снова начать жизнь с нуля… когда тебе далеко за 40 (да ладно, скоро 50), это очень трудно. И уже начинаешь думать о том, что надо же заработать и пенсию. А когда я была моложе, то порывалась вернуться в Россию, но было одно обстоятельство – дети. Когда мы развелись с мужем, он не давал разрешения на их вывоз в Россию.

Тем не менее, можно было бы бросить и все, но вопрос – ради чего? Что такого есть в России (кроме ностальгии), ради чего я должна сейчас принести такую жертву? Что я там могу делать такого, чего не делаю здесь? Я не вижу ответа на этот вопрос. Если увижу – не исключено, что и брошу все. Но пока этого ответа нет. Если я вернусь в Россию, мне придется так же с нуля выстраивать рабочую жизнь, связи, узнавать, где и как платить различные поборы, какие документы для чего нужны – я ведь ничего этого не знаю! Только что язык родной – а так все совершенно чужое. Мне придется влачить жалкое существование, перебиваться как-то, я буду занята заработками  и бытом, мне будет даже и не до высоких материй.

Тот же здравый смысл, который в свое время подсказывал мне, что уезжать не стоит, теперь говорит, что не стоит и менять уже простроенные обстоятельства. Но сейчас я независима и могу решать за себя сама. У меня есть прекрасные друзья в России, но все они не имеют ничего против того, что я живу в Германии, а общаться с ними получается прекрасно благодаря современным средствам коммуникации.
Я пишу для российской аудитории, я издаю книги, я даже веду политическую работу.
Да, лично мне было бы намного приятнее жить в России, но увы, при капитализме далеко не все наши желания исполнимы. Однако я все же надеюсь когда-нибудь вернуться. И даже строю планы, сбудутся ли они – покажет будущее.

А что касается обвинителей… по-моему, это просто деструктивные личности. Не имея никаких положительных качеств, они восхищаются собой хотя бы за то, что «живут в этом Мордоре» (они чаще всего сами и ненавидят Россию, считая адом), или что «не предатели». Одна дама, живущая в Томске, обвиняла меня в том, что в Томске холодный климат, а я вот смею жить в более теплом. Очень странно. Но ведь и в России не везде такой холодный климат, и переехать в Краснодар или Сочи ей точно никто не мешает. Я сама выросла на Урале и, конечно, могу понять некоторую гордость жителей суровых краев, мол, вот мы какие закаленные и мужественные. Это нормально и оправданно. Но однако костерить посторонних людей за то, что они не в Сибири живут – это уже клиника.

На чужой роток не накинешь платок, но вот удалять из своего круга общения всяких душевно-искаженных граждан я научилась с детства. Я с ними просто не разговариваю. И оказывается, что мир полон нормальных людей – не завидующих, не считающих себя лучше других по факту места жительства, не выискивающих «предателей».

Те, кто обвиняет посторонних им людей в таком «преступлении», как эмиграция – просто обладают соответствующим умственным и этическим уровнем, и общаться с ними нет никакого смысла. «Никогда не спорьте с дураками – люди могут не заметить между вами разницы».

источник - blau_kraeheblau_kraehe 
[1 ссылок 62 комментариев 4600 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку