-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 43515
 омментариев: 7657
Ќаписано: 173545



ћожем, следовательно должны. ќткрытое письмо левым в св€зи со 150-летием »льича

„етверг, 23 јпрел€ 2020 г. 13:20 + в цитатник


ћес€ц назад € предложил всем желающим отметить юбилей вожд€ более активным чтением его книг и статей. ¬ыбранный темп (20 страниц в день с ежедневным отчетом) оказалс€ непосильным даже дл€ мен€, но это такое соревнование, в котором определенно любое участие, пусть даже малое, все равно приносит пользу.

Ќасколько могу судить по тегам, самым попул€рным выбором дл€ чтени€ был «ћатериализм и эмпириокритицизм». –оссийское левое движение, вытесненное с улиц ужесточением законодательства о митингах, от активизма перешло к философии. я считаю, что это неправильно, точнее не совсем правильно.  онечно, философска€ основа необходима, но (поправьте, если € чересчур оптимистичен) идеализм сейчас представл€ет собой меньшую проблему, чем 100 лет назад, чего не скажешь о неравенстве или капитализме.

‘илософские труды нужны не сами по себе, не дл€ развлечени€, «любомудри€». ” Ћенина всЄ – оружие. ƒл€ левых сейчас основными противниками €вл€ютс€ идеалисты?  оторые задвигают про абсолютный дух и абсолютную идею?

¬ философии сейчас продолжает править бал постмодернизм, который не позвол€ет люд€м договариватьс€, не позвол€ет говорить всерьез, превращает всЄ в игру, в иронию, отнимает возможность говорить серьезно о серьезных вещах. Ёто – проблема, но тут, боюсь, Ћенин не поможет.

Ћенин – социолог

я в этот мес€ц читал работы Ћенина последних лет, периода —оветской власти, и определил дл€ себ€, чем он отличаетс€ от дес€тков других марксистов – прежних и нынешних – которые тоже умеют говорить про эксплуатацию и «капитализм во всЄм виноват».

Ћенин мыслил исключительно политически.

Ёто значит, что он в любой момент времени чутко чувствовал настроени€ «массы», обычных людей, будь они хоть кресть€не, хоть инженеры, и в любой момент времени, исход€ из этого состо€ни€ «массы», определ€л, что он и его соратники могут сделать пр€мо сейчас, а чего пока не могут.

Ћенин натурально использовал социологию! »зучал результаты выборов в —оветы, чтобы понимать, насколько можно быть «дерзким». –ассылал партийцев по разным полкам, по разным районам, чтобы знать настроени€. ’одоков принимал, оп€ть же.

ѕочитайте все эти пр€ничные рассказы о дедушке Ћенине. „то он там делает всегда? Ѕеседует с простыми людьми. ≈дет в трамвае – беседует с кондукторшей, охотитс€ – беседует с лесником. ј о чЄм беседует? ”знает общественные настроени€.

¬сегда. ѕосто€нно. ¬ фоновом режиме.

—амое важное качество Ћенина-политика, качество, которого критически не хватает нынешним левым – это умение в каждый конкретный момент понимать, что сейчас можно сделать дл€ приближени€ поставленной цели, а чего пока делать нельз€. —в€зь с массами, умение чувствовать настроени€ масс – качество, начисто утраченное.

Ёто не вина левых, это их беда.

я и раньше не жаловал советскую пропагандистскую литературу, а теперь мен€ от неЄ совсем воротит. ѕараллельно с чтением Ћенина вз€лс€ читать «Ќадточеев ƒ.».  Ћенинский план построени€ социализма и коммунизма в ———–. ћ.: «нание, 1955» и «“ропкин Ќ. ¬. ќ книге ¬.». Ћенина ƒетска€ болезнь левизны в коммунизме. ћ: ѕолитиздат, 1964». ќдна сталинистска€, друга€ антисталинска€, разницы – никакой. ‘имиам и схоластика, а больше всего возмущает вбиваема€ в головы читателей мысль, что ћаркс-Ћенин открыли всеобщий закон, под действием которого коммунизм неизбежен. —ам собой. “ам цитаты такой нет, но эти горе-пропагандисты, наплевав на всю диалектику и на «истина всегда конкретна» превратили то, что было инструментом анализа и изменени€ действительности, в набор вис€щих в воздухе тезисов.  оторые остаетс€ только дежурно повтор€ть. ёрчак это в своей известной книге обозвал «перформативным сдвигом».

 ласс дл€ себ€

ќдно из маленьких открытий этого мес€ца: Ћенин – гораздо меньший «экономический фаталист», чем его последователи. Ёто не только отрицание известной и доныне попул€рной критики «–осси€ не созрела дл€ социализма», это и отрицание «экономической необходимости», котора€ сама сделает за революционеров всю работу.

≈сли –осси€ не созрела дл€ социализма к моменту, когда политическа€ конъюнктура дает возможность вз€ть власть тем, кто лучше других поможет ей «созреть», уничтожив все перегородки и условности старого общества, тормозившие этот процесс – эти люди должны вз€ть власть и выполнить свою миссию.

ћне долго был непон€тен один аспект ленинизма, попахивавший манипул€торством: вроде как есть революционный класс, но сам по себе он свой интерес правильно не осознает, нужны об€зательно добрые интеллигенты, которые придут и рабочему разъ€сн€т (внушат?), что на самом деле ему хорошо. ѕопахивает тем, как коммиво€жЄры впаривают чудо-вафельницы и хренорезки. “ак вот, Ћенин и в «ƒетской болезни левизны», и затем в речи на конгрессе  оминтерна говорит, что «впарить» массам ничего нельз€, никакое книжное знание непосредственно из книг они не усво€т, не примут, что пока рабочие на своей шкуре не ощут€т классового антагонизма, не попробуют методов политической борьбы – агитировать их бесполезно. ј полезно подсказывать тактику и разъ€сн€ть, почему одна тактика помогает, а друга€ – нет. “ак, в практике, выковываетс€ твердое понимание, что действительно дл€ мен€ хорошо, кто действительно дл€ мен€ друг. ¬ыковываетс€ классовое сознание.

я бы не стал писать этот текст, ограничившись лишь какой-нибудь открыткой, если бы мен€ не возмутили до глубины души некоторые комментарии к моим запис€м о ленинских работах.

ћне пишут: «ѕроблема в том, что никто не знает, что надо делать», «Ќам нечего сказать в виде теории рабочим» «ћы не знаем, что представл€ет собой российский капитализм системно, что есть его пролетариат?»

¬ы не знаете, что надо делать? ¬ы не понимаете, к кому адресовать ваши порывы? ј почему вы знаете, что вы левый? ѕочему вы вообще так решили?

¬ основе марксизма-социализма-коммунизма лежит моральный императив. ћожно полностью раздел€ть ћарксов взгл€д на мир, и быть капиталистом. ”оррен Ѕаффет как-то за€вил: «¬ —Ўј шла классова€ борьба, и в ней победил мой класс». „ем не марксист? я хочу спросить вас, левые. „то удерживает вас от помощи угнетенным, от той самой работы с массами, котора€ и партийцам даЄт почву под ногами, и массы делом воспитывает?

Ћевые долго и упорно ищут пролетариат. –олики снимают. «ƒопустимо ли считать пролетариатом медсестЄр?» «ƒопустимо ли считать пролетариатом дизайнера?» «ƒопустимо ли считать пролетариатом курьера?».

Ћюди, вы о чЄм? —то с лишним лет назад социал-демократы приходили к рабочим и говорили «ћы видим, что вам плохо. ћы хотим вам помочь». «наете, что значат ваши поиски пролетариата? –аздумь€, достойна ли вашей помощи медсестра. ќправдает ли она ваши надежды? ј ну как вы будете на неЄ силы тратить, а она потом обломает, революции не сделает?

≈сть буржуази€, чье благососто€ние базируетс€ на эксплуатации наемных работников.

≈сть наемные работники, которых эксплуатируют.

≈сть мелка€ буржуази€ (малый бизнес), внутренне противоречива€ т.к. и сам впахивает, и сотрудников эксплуатирует. ’очет, чтоб его защитили от крупного капиталиста, и в то же врем€ не мешали прессовать своих работников и работать «в серую».

¬сЄ. —просите себ€, насколько св€зывает представитель конкретной профессии надежды на улучшение своего благососто€ни€ с плодами собственных рук, а насколько – с тем, что он сумеет кого-то нагнуть или что хоз€ин отвалит ему куш. ≈сли человек хочет укрепл€ть текущую систему, наде€сь на этом достичь процветани€ – он не ваш. ≈сли человек зарабатывает на жизнь своим трудом – он ваш.

ƒаже мелкий буржуй будет ваш, если вам надо выступать против крупного капитала. »нтеллигенци€, менеджеры, фрилансеры, юристы, кто угодно классифицируютс€ по этому одному признаку: с чем они св€зывают надежды на обогащение – с тем, что работают сами, или с тем, что хот€т поучаствовать в присвоении чужого труда.

ќсознайте, что ваши поиски «истинного пролетариата» аморальны. ¬ы не просто сужаете свою базу. ¬ы отказываете тыс€чам наемных работников в своЄм расположении. ¬ы не до конца понимаете, страдают они или нет? “ак спросите у них самих.

„астое возражение – что пролетариат сам по себе революционен, а какие-нибудь учител€ только и делают, что выборы помогают фальсифицировать. ƒа, тут, конечно, отличие. ≈сли € работаю на фабрике и вижу тыс€чи таких, как €, в цеху, р€дом со мной каждый день – мне легче с ними скооперироватьс€ дл€ коллективных действий. ≈сли € сижу дома на удалЄнке – мне сложнее. Ќо это количественное различие, а не качественное. Ћюди не протестуют против падени€ зарплат или изменений в конституцию не потому, что они «недостаточно пролетарии», а потому, что они разобщены и напуганы. ≈сли вы объ€вили себ€ левыми, социалистами, народными защитниками – так и защищайте. ѕомогайте, просвещайте. » одновременно слушайте, слушайте, что вам говор€т. —лушайте и анализируйте. »наче так и будете висеть в воздухе. » да, де€тельность эта (просветительска€ и организационна€) ни под какое законодательство о митингах не подпадает.

Ќет теории?

ћне привод€т другое возражение: « апитализм изменилс€, по€вились деривативы, валютные интервенции, природа эксплуатации конкретного человека в офисе сейчас не €сна. ѕусть кто-то напишет новое «–азвитие капитализма в –оссии», после этого можно будет уже и рабочим что-то предлагать».

—ерьезно? ¬ам непонимание деривативов мешает пон€ть суть эксплуатации? ј вы сами не работаете? ¬ы сами-то чем живЄте? —просите у самих работников, хорошо ли им работаетс€ – они вам «на пальцах» расскажут про эксплуатацию. “аксист расскажет, как должен работать по 15 часов в сутки, если хочет зарабатывать. ¬рач расскажет про оптимизацию здравоохранени€. ѕродавец в подземном переходе скажет, за сколько тыс€ч рублей он согласилс€ целыми дн€ми не видеть неба.

—уть эксплуатации не мен€етс€: € даю тебе попользоватьс€ моими средствами производства, и за это € устанавливаю правила. ј правила такие: ты делаешь, что € тебе скажу, пусть даже ты считаешь это вредным (рассовывание спама по почтовым €щикам, продажа фуфломицинов, недобросовестна€ реклама и так далее), и к тому же большую часть того, что ты создал, € отбираю и использую по своему усмотрению.

ƒеривативы и количественные см€гчени€ общей картины не мен€ют. ќни не нужны вам, чтобы объ€сн€ть «за экплуатацию».

ќни понадоб€тс€, когда вас спрос€т «почему капитализм никак не рухнет?». “ут да, и про центр-периферию можно рассказать, и вс€кие методы «сбрасывани€» самых стрЄмных работ в јфрику и јзию объ€снить. Ќо все эти механизмы описаны не раз, не нужно «изобретать» марксистское определение дериватива, можно, когда понадобитс€, прочесть про него в учебнике, а дальше уже понимание из учебника преобразовывать с учетом общей вашей задачи.

¬ любом случае, если вы за€вл€ете, что вам дериватив мешает пон€ть, кого все-таки эксплуатируют – вы вызываете во мне глубокое удивление. ћожет, вам просто очень не хочетс€ никому помогать? ¬ам дериватив мешает объ€сн€ть труд€щимс€, что государство находитс€ в руках крупных капиталистов, что труд€щихс€ эти господа воспринимают как ресурс, но не как Ћичность, что «кому сколько достаетс€ богатств» - решаетс€ не по какой-то там хитрой формуле, а политически, проще говор€ у кого больше силы – тот больше и берЄт, и вам, дорогие труд€щиес€, тоже надо стать силой, если вам что-то не нравитс€ в текущем раскладе. ј челобитные и даже одиночные пикеты тут не помогают, потому что экономически ничего плохого вашим противникам не делают.

я сам говорил и говорю, что в теории есть пробел. Ќо € вижу его не там, где мои критики. Ќе в том, что «капитализм изменилс€, и мы не знаем, кто теперь пролетариат и что такое эксплуатаци€». ≈сли вы такого не знаете – вы просто или безграмотны, или прикрываете жгучее нежелание ничего делать.

ѕробел в теории не в «как объ€сн€ем», а «что предлагаем». ¬ ———– процесс построени€ социализма пошЄл «немного не так».  онтраргумент «пробовали – развалились» - вот загвоздка. „тоб завер€ть народные массы, что «на этот раз всЄ будет иначе», надо самим более-менее понимать, что сделать, чтоб действительно второй раз было иначе.

Ќо пока у вас нет базы, нет объединени€ труд€щихс€ хот€ бы на уровне французских или любых других европейских профсоюзов – у вас работы хватит и без плана построени€ коммунизма. ѕокажите, что вам единственным действительно не всЄ равно, как живут люди – и из этих людей к вам придут и экономисты, и социологи, и другие исследователи, которые помогут построить позитивную модель будущего.

ј если ничего не делать, искать «истинного пролетари€», достойного того, чтобы с ним заговорить, ничего и не будет.

»ллюстрацией € выбрал свою фотографию граффити на стене одного из факультетов ѕолитехнического университета јфин.  огда € там был в 2017 году, в университете шла позиционна€ война между левыми группировками, стрем€щимис€ отсто€ть университетские автономии и ƒјѕовцами – проправительственной студенческой группировкой, созданной дл€ развала левого студенческого фронта. √рецию в —ћ» люб€т обвин€ть, что плохо работают, ленивы, живут на шее у ≈— и проча€. ¬нутри страны интерпретаци€ событий обратна€. “ам никому за империализм разъ€сн€ть не надо. Ќа обратном пути наш самолЄт задержали часов на 12. Ёти часы сидени€ € использовал, чтобы сорганизовать пассажиров, обмен€тьс€ контактами, коллективно потребовать зафиксировать факт задержки рейса. ѕотом мы координировали нашу жалобную кампанию и стр€сли-таки с компании по 400 ≈вро на нос. —работала жалоба в греческий надзорный авиационный орган. »дею эту нашла одна туристка, и рассказала остальным, т.к. у нас была сеть контактов. “.е. сработал коллективизм и то, что под воздействием тех самых буз€щих левых греческий регул€тор реально следит за правами пассажиров. Ќадо хот€ бы раз объединитьс€ дл€ отстаивани€ своих экономических интересов, чтобы в голове что-то помен€лось.
       
        «Ќаташины коты» уронили вообще всЄ – трудно придумать более благопри€тный момент, чем сейчас, чтобы помогать люд€м коллективно боротьс€ за свои экономические интересы. ƒелайте, пожалуйста, хот€ бы это.

√реческие леваки, как видно по их настенному творчеству, вид€т в красном флаге над –ейхстагом символ победы над капитализмом.

Ѕлагодар€ ¬ладимиру »льичу Ћенину сто лет назад мы стали символом надежды дл€ всего мира. —имволом надежды на будущее без борьбы и эксплуатации. » —оветский —оюз остаетс€ этим символом надежды и сейчас, даже если мы сами еЄ почти утратили. ≈сли вы «не видите» эксплуатацию и эксплуатируемых – положите красный флаг там, где вз€ли. ≈сли все-таки видите, спросите себ€, что вы можете сделать дл€ того, чтобы помочь этим люд€м объединитьс€ в борьбе за свои интересы. ≈сли хоть что-то сделать можете – следовательно должны.



источник - vas_s_alvas_s_al 
[3 ссылок 56 комментариев 2750 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку