-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 37623
 омментариев: 7617
Ќаписано: 167610



об учебном копировании св. икон

¬торник, 30 »юн€ 2020 г. 05:00 + в цитатник
” мен€ в этот уик-энд по расписанию школьна€ выставка, но карантин, как известно, устроил нам всем каникулы.  “ем не менее охотничьи инстинкты во мне не дремлют, хоть о картинках чужих студентов пагаварить -

„ем дальше преподаю, тем крепче знаю, что начинающим иконописцам вообще нельз€ позвол€ть копировать целиком как есть иконы иных веков до той поры, пока они, начинающие, не напишут первые свои собственные Ќ≈  ќѕ»…Ќџ≈, да не одну, а несколько. » оп€ть же постепенно - написал свои первые оглавные или по€сные - можешь попытатьс€ скопировать оглавную или по€сную, написал собственную ростовую - можешь скопировать чужую ростовую, и только после собственных опытов в композиции и написании многофигурных сюжетов пытаешьс€ копировать чужие праздничные.

(¬прочем, вредность практики точного копировани€ ƒќ того, как студент потренируетс€ на собственных кошках, может быть несколько см€гчена, если его натаскивают в строгих шорах одной какой-то школы однажды и навеки. Ќо € же говорю о нормальной школе, а не об экстремистских заповедниках, где став€т жЄсткие опыты на живых люд€х).

¬ дополнение к наблюдению о вредности - наблюдение об иерархии годных и негодных дл€ точного копировани€ оригиналов.   негодным, конечно, в первую очередь относ€тс€ все стилистически примитивные иконы. » во вторую, с большим отрывом, - маньеристские.

(џх, внимательный читатель тут же заметит, что русские поствизантийские иконы часто сочетают примитивность с маньеризмом, - ты прав, внимательный читатель! это правда, но не проблема: ведь всЄ равно, по какой статье их банить, главное - банить.)

ј треть€ стать€, котора€ должна бы служить основанием дл€ бана, - как бы ее назвать?
Ќазову каргокультным академизмом.
ѕример є1, по распространенности и по очевидности негативного результата - —ерафимо-ƒивеевска€. “рудно найти образец
1) более безнадежный в смысле надежды получить приличный результат точного копировани€,
2) более бессмысленный в дидактическом отношении.



ќригиналу-то да, свойственен некоторый наивный шарм, крепка€ вера в то, что это - хорошо, вот все эти жирненькие гладко вздутые одинаковые колбасики складочек и пальчиков, эта трубка шеи, торчаща€ кандибобером из подушкообразных плеч, эта маска личика, под которой не чувствуетс€ головы и на которой нос и рот, левый глаз и правый глаз расползлись, как гоголевские раки дороги в туманной темноте –оссии - что это хорошо.

јвтор "православного оригинала" верил, что он делает хорошо, и что картинка его всамделе похожа на протограф плодовитого и весьма востребованного италь€нского долгожител€ ƒжованни Ѕаттиста —альви, прозванного —ассоферрато, вернее, надо полагать, на какую-нибудь немецкую с него литографию. ѕотому ему и удалось удержатьс€ на грани пошлости и разложени€. Ќа грани, но удержатьс€.

Ќо чтобы современный студент (студентка) мог думать, что живопись этого "православного оригинала" хороша? не смешите мен€. ѕоверить, ну или, скорее, признать, или даже просто знать, что икона эта чудотворна€ и пользовалась любовью св. —ерафима —аровского - это да. Ќо чтобы самому всерьЄз восхититьс€ этой живописью как таковой - € не верю, что в наши дни такое может быть. –азве что кака€-нибудь тЄт€ ƒус€, воспитанна€ телевизором, - это да, это ещЄ туда-сюда. Ќо чтобы студент, который учитс€ рисовать, не видел всей жалисной махровости этого третьесортного провинциального богомазань€ - это нет. Ётого не может быть. Ќе верю.


ѕруф - вот он.


јвтор копии всЄ врем€, на каждом шагу стремитс€ улучшить "православный оригинал". —м€гчить его кос€ки, найти логику формы, восстановить анатомию, умерить махровую сладость трактовки.
¬от только результат вышел - ещЄ хуже, чем оно было.
ѕотому что автор копии всЄ врем€ разрывалс€ между двум€ противоположными об€занност€ми - с одной стороны, улучшал и поправл€л, а с другой заставл€л себ€ следовать образцу, ибо тока так можно обеспечить св€тость. ¬идел, где и почему плохо, грубо, скучно, пќшло, мертво - но вновь и вновь возвращалс€ к этому плохому. ¬новь уходил - и вновь возвращалс€. ¬пада€ в тоску, и скуку, и, возможно, даже кинизм! » выбира€сь из них и оп€ть ныр€€ обратно. ”душа€ в себе всЄ разумное и любимое, чтобы влезть в пыльную потную шкуру допотопного провинциального богомаза. ”мучива€ досочку вусмерть, шаг вперЄд два шага назад, и наконец закончив и сдав работу на стадии полной потери интереса к ней.





ј ведь избежать этого разочаровывающего, этого тоскливого и постыдного опыта было проще простого. Ќе братьс€ за заведомо невозможное и дидактически не просто бесполезное, но негативное.
ƒаже если приспичило копировать именно эту икону - что мешало, мину€ "православный оригинал", напр€мую обратитьс€ к его исходнику?



 ак можно в наши дни, когда вс€ инфа о протографе насквозь доступна, когда “ырнет выдаЄт качественную картинку кистей —ассоферрато на раз-два, - как можно вошкатьс€ с бедным кривеньким списочком с неЄ?

ј вот так. »з соображений "православие или смерть".  ак же ж можно подвергать нашу правильную веру вли€нию ихней неправильной веры, вы што, товарищ, против скреп советуете переть?

источник - mmekourdukovammekourdukova 
[3 ссылок 67 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку