-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 43306
 омментариев: 7654
Ќаписано: 173333



¬се бродит и бродит и забредает решительно не туда, или ѕара слов о христианском социализме

ѕ€тница, 07 јвгуста 2020 г. 20:00 + в цитатник
ѕри обсуждении очень многих тем в ∆∆ (и даже вне его) всплывает вопрос об отношении христианства и социализма. ќдин заводит речь о том, что социализм €вл€етс€ евангельской заповедью, а √осподь пр€мо призывает —воих учеников и весь мир вместе с ними к социализму. »ной обосновывает социализм цитатами из Ќового «авета. “ретий за€вл€ет, что т.н. ћоральный кодекс строител€ коммунизма есть не что иное, как переложение не то Ќагорной проповеди, не то ƒекалога.

ѕон€тно, что последовательный марксист с этими утверждени€ми не согласитс€, потому что не хочет иметь ничего общего с мракобесием. —оциализм есть учение материалистическое и не может покоитьс€ на таком непрочном, эфемерном обосновании как религи€. “ем не менее, многие считают, что социализм имеет именно христианскую основу. ћысль эта не нова, но сегодн€ она особенно попул€рна, что может быть св€зано с осознанием проблем в области материалистического обосновани€ социализма.

¬нешний вид действующей модели вавилонской башни, известной также как Ѕашн€ “атлина06-tatlin-tower.jpg

¬ –оссии тому может быть и дополнительна€ причина – прививаема€ народу в течение трех поколений иде€ социализма осталась весьма попул€рной и через 30 лет после заката советского стро€, при этом православие за эти годы распространилось настолько широко, что множества приверженцев этих идей пересекаютс€. Ёто усугубл€етс€ склонностью распространенных в –оссии типов характера (нередко замечательных) быть расположенными как к той, так и к другой идее.

ѕо этой и другим причинам, представление о евангельских корн€х социализма остаетс€ довольно распространенным и даже не только в –оссии. ¬о многих случа€х эти представлени€ настолько формируют взгл€ды человека, что многие инославные и православные христиане считают социализм единственным достойным упоминани€ продуктом реализации Ќового «авета.

я вполне осознаю, что тема эта столь велика и значительна, что не подлежит достаточному анализу в ∆∆эшном посте, особенно в моем. ≈е серьезно исследовали многие умные люди, с работами которых следует познакомитьс€ при наличии интереса к этой теме. я собираюсь только записать несколько соображений дл€ того, чтобы можно было ссылатьс€ на них, когда речь будет заходить об этой интересной проблеме в моем журнале.

—разу скажу, что € не собираюсь здесь осуждать идею социализма, но не потому, что она мне нравитс€ (мне она представл€етс€ ошибочной и вредной дл€ человека), а потому что речь пойдет о другом. я также не собираюсь осуждать тех, кому эта иде€ нравитс€, поскольку люд€м свойственно ошибатьс€, а стремление к ошибочной идее может быть вызвано не чем-то плохим, а добротой. ¬ случа€х, когда человек искренне заблуждаетс€, его побуждени€ очень важны дл€ оценки его взгл€дов и даже дел; нельз€ одинаково судить приверженца социализма, который хочет, чтобы не было бедных, и того, который хочет, чтобы не было богатых. я собираюсь сделать нечто гораздо более простое - обратитьс€ к обычным аргументам в защиту идеи христианской природы социализма и проверить насколько Ќовый «авет поддерживает эти аргументы.

ћой опыт подобных разговоров говорит, что пользу этой точки зрени€ обычно используют доводы, которые € постараюсь расположить здесь в пор€дке убывани€ частоты использовани€.

1. «–аздай имение свое»: евангельский рассказ о пришедшем ко ’ристу богатом юноше, который не смог расстатьс€ со своим богатством.

82558bd755d4bf64f8b1324b360ed554_XL.jpg

—лова ’риста о том, что богатому войти в ÷арство небесное труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко (ћф 19: 16–29; ћк 10: 17–30; Ћк 18: 18–27). ѕоскольку € рассчитываю на то, что все интересующиес€ обсуждаемым вопросом или знают этот текст, или готовы с ним ознакомитьс€, € не буду ни цитировать, ни подробно пересказывать. «амечу только, что этот евангельский эпизод трактуетс€ разными толковател€ми весьма различно. ’от€ большинство видит в этом порицание богатства, имеетс€ много различий во мнени€х о том, что же €вл€етс€ богатством (есть даже аллегорические толковани€), и что конкретно затрудн€ет вхождение в ÷арствие Ѕожие – размер ли богатства (при этом не€сно, существует ли безопасный дл€ этих целей размер имущества), или чрезвычайна€ прив€занность к нему (при этом не сказано, что только большое богатство может порабощать).

ћне кажетс€, что любому человеку из собственного опыта пон€тно, что есть вещи, которые прив€зывают к мiру. Ћюбой повод дл€ гордости делает следование за ’ристом труднее, так как мешает ощутить себ€ нищим духом. Ёто не только богатство, но и образование, физическа€ сила, красота и вообще любой без исключени€ талант, включа€ даже умение печь пироги или шевелить ушами. ¬се, что дает повод подумать «€ не таков, как прочие люди» (Ћк 18:11), и богатство не €вл€етс€ каким-то исключением в этом отношении.

Ѕолее того, св€зать может и не слишком большое богатство, в то врем€ как бќльшее богатство может и не св€зывать. ¬от несколько мыслей преподобных оптинских старцев пр€мо относ€щихс€ к этому вопросу. я, пожалуй, ограничусь их мнением. ќни жили в исторически недалекие от нас времена в обществе, знавшем имущественную расслоенность, и в их мудрости и св€тости сомнений нет. ÷итаты € вз€л вот отсюда.

ќптинские cтарцы объ€сн€ли, что губит людей не богатство само по себе… а прив€занность души к этому богатству, страсть сребролюби€. —амо же по себе богатство не губит и не спасает. ѕреподобный Ћев наставл€л: «ѕодлинно, что трудно спастись среди обили€, или, €снее, в богатстве; однако же “от Ѕога вс€ возможна”. ј поелику богатство есть вещь сама по себе ни добра€, ни зла€ – средн€€ и при том сказано: “»збавление мужу свое ему богатство”, то, следственно, ничто не возбран€ет богатому хранить умеренность в отношении нужных в жизни, никто не преп€тствует ему посильно трудитьс€, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа».

ѕреподобный Ћев советовал богатым люд€м:
«»так, ни богатство не обвин€йте, ибо судьбы ¬севышнего привели вас в жизнь такого семейства, и о том равно не беспокойтесь, что оно не в полной нашей воле, но храните умеренность; любите труд посильный, милостыню, непосредственную преданность к Ѕогу, возможную молитву и одно из€щнейшее св€тое смирение, за коим да управит в прочем √осподь вас, о вас и в вас и утешит сердце ваше, по мере смирени€, утешением благодатным».

ќптина7258.jpg

ѕреподобный ћакарий отвечал своему духовному чаду на его опасени€, что, име€ много денег, он не сможет спастись:
«ѕишешь, что теб€ беспокоит мысль безнадежи€ о спасении, что, име€ деньги, будто не можешь спастис€. Ёто €вное коварство вражие и сеть его, не дающа€ тебе мира и спокойстви€. ќстав€ пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нест€жательную и нищенскую? Ќи силы твои, ни образование, ни состо€ние твоего здоровь€ не позвол€т тебе сего исполнить, а того, что выше силы твоей, Ѕог от теб€ не потребует… Ќо избегай пристрасти€ к богатству и надежды на него, также излишества в пространстве и роскоши; но живи, сообразу€сь со своими немощами, благодари Ѕога, даровавшего тебе обеспечение жизни, и смир€й свои помыслы».

ѕреподобный »осиф объ€сн€л, что не сами деньги мешают спасению, а пристрастие к ним:
«Ќе деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. ћало ли было царей и кн€зей, которые жили в богатстве. Ќо так как они не имели пристрасти€ к богатству, то и оказались в лике св€тых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи. ћожно жить и в крайней бедности и в то же врем€ иметь пристрастие или сердечную прив€занность к богатству – чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскаетс€ в этом грехе. ћожно и наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрасти€, то есть, есть ли они, нет ли их, человек бывает равнодушен – тогда и деньги не помешают его спасению».

ѕреподобный ¬арсонофий напоминал, что можно и в бедности погибнуть, прив€завшись к деньгам:
«ћожно и в бедности погибнуть, прив€завшись к деньгам. —то€л, например, один нищий на паперти: терпел и голод, и холод, лишь бы накопить денег. Ќакопил рублей 40–50 и умер. » пошла его душа в ад, так как прив€зана была к деньгам, а не к Ѕогу».

 ак бы мы ни понимали евангельский эпизод о богатом юноше, следует обратить внимание на то, что слова ’риста обращены к конкретному человеку, а не к партии, классу или обществу. ќтношение богатства и спасени€ по словам ’риста это вопрос личный. Ѕолее того, ’ристос призывает юношу стать совершенным, добровольно отказавшись от имущества. –азве может послужить той же цели выплата самых высоких налогов, конфискаци€ имущества властью или даже простое ограбление? ќчевидно, что нет. ƒл€ того, чтобы расставание с имуществом – полное или частичное – оказало благотворное вли€ние на состо€ние души человека, оно должно произойти по воле собственника. ’ристос говорит ученикам, что богатым трудно спастись, но не говорит, что богатых надо лишать богатства дл€ того, чтобы помочь им спастись. Ќе говорит ќн и о том, что жизнь следует устроить так, чтобы богатых не было.   вопросу о том, чего не говорил ’ристос, мы еще вернемс€.

» все же – что там об игольном ушке? Ќельз€ ли заменить эти слова на «призрак бродит по ≈вропе»? ќставим полностью в стороне споры о том, точный ли это перевод, и не должно ли вместо слова «верблюд» сто€ть слово «канат», и не означают ли «игольные уши» калитку в иерусалимской стене. ѕон€тно, что речь идет именно о крайне маловеро€тном событии. „еловеку не хватает своих сил, чтобы не быть плененным богатством, но своими силами человек вообще не спасаетс€, а при наличии помощи от Ѕога и эта проблема решаетс€: «человекам это невозможно, Ѕогу же всЄ возможно» (ћф 19:26).

2. —ледующий по частоте использовани€ в таких беседах (по моему личному опыту) - евангельский рассказ о том, как ’ристос указывает ученикам на птиц и полевые цветы, говор€, что ќтец Ќебесный питает птиц, которые не работают, и украшает цветы так, как не может украсить себ€ земной царь (см. ћф 6:24-33; Ћк 12:22-29, ћк 16:13).   этому разговору относ€тс€ и слова: «Ќе можете служить Ѕогу и маммоне» (ћф 6:24). ’ристос призывает учеников не заботитьс€ о том, что есть, что пить и во что одеватьс€, но прежде всего искать ÷арстви€ Ѕожиего.

»спользование этого аргумента мен€ удивл€ет. –азговор о птицах небесных мало созвучен иде€м социализме, который требует от каждого работы по способност€м, и имеет своей целью удовлетворение материальных потребностей путем развити€ производства. я уже заметил, что с этой исторической очевидностью нередко спор€т. ¬от вам, на вс€кий случай, ссылка на авторитетный источник. «¬ —оветской стране претворен в жизнь принцип социализма: «ќт каждого — по способност€м, каждому — по труду». ќн обеспечивает материальную заинтересованность членов общества в результатах труда… ÷ель социализма — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развити€ и совершенствовани€ общественного производства.» (ѕрограмма  ѕ——, 1961 г.) ¬ любом социалистическом памфлете 19 века утверждаетс€ именно иде€ материалистичности основ социализма, но надеюсь, что программы  ѕ—— будет достаточно, чтобы подтвердить этот факт.

≈сли пытатьс€ пон€ть слова ’риста буквально, их можно трактовать даже как призыв к туне€дству. Ќо слово μεριμν?ω из текста ≈вангели€ многозначительно (как и соответствующее русское слово "заботитьс€"). ќно означает принимать меры, хлопотать, но еще более беспокоитьс€ и тревожитьс€. Ёто призыв, скорее, не тревожитс€, не переживать, не опасатьс€, не придавать этим заботам излишнего значени€, а вовсе не бездельничать. ѕишет св€титель ‘еофилакт Ѕолгарский: «√осподь не запрещает трудитьс€, но запрещает целиком (курсив мой – Partizan_1812) предавать себ€ заботам и пренебрегать Ѕогом. ƒолжно и земледелием заниматьс€, но должно заботитьс€ и о душе.»

“рудно пон€ть, как наставление о необходимости следить за тем, чтобы земное не закрыло дл€ нас небесное, можно использовать как заповедь о построении социализма. ≈сли бы это действительно было так, то социализм мыслилс€ бы как общество людей, не забот€щихс€ о завтрашнем дне, что полностью противоречит и приведенной выше ѕрограмме  ѕ——, и наличию при социализме государственного планировани€ экономики, которое некоторые даже считают одной из определ€ющих черт этого типа устройства общества.

Ќо остаютс€ еще слова ’риста о невозможности служить одновременно Ѕогу и маммоне. ѕодход€т ли они дл€ обосновани€ христианских корней социализма? ћожно было бы сослатьс€ на то, что уже было сказано выше, но можно добавить и толкование именно этих евангельских слов св€тителем »оанном «латоустом: «…ужели не могло быть этого у древних? Ќисколько.  ак же јвраам и »ов угодили Ѕогу, спросишь ты? Ќе о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. »ов был богат, но не служил маммоне…».

ƒобавлю к этому взгл€д еще одного св€того, которого вы, несомненно определите сами, чтобы пон€ть – маммона это совсем не большое состо€ние, которое должно быть конфисковано или обложено высоким налогом, а именно рабска€ прив€занность к мiру и его материальным благам, совсем не об€зательно таким уж дорогим и великим. « огда мы молимс€, то в мысл€х наших странным образом верт€тс€ самые св€тые, высокие предметы наравне с предметами земными, житейскими, ничтожными, например: и Ѕог, и какой-либо любимый предмет, например деньги, кака€-нибудь вещь, одежда, шл€па, часы или же какой-нибудь сладкий кусок, сладкий напиток, или какое-либо внешнее отличие — крест, орден, ленты, скуфь€, камилавка и пр. … √де же жива€ вода в нашем сердце, бьюща€ ключом живительным в сердцах, всецело преданных Ѕогу? ≈Є потому и нет, что она вытеснена из него житейскими суетами и пристрасти€ми. Ќе можете служить Ѕогу и маммоне (курсив мой – Partizan_1812), говорит »стина.»

(продолжение последует)


источник - partizan_1812partizan_1812 
[1 ссылок 65 комментариев 2100 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку