-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 41992
 омментариев: 7653
Ќаписано: 172018



–еволюци€: смена парадигм

ѕонедельник, 21 —ент€бр€ 2020 г. 23:00 + в цитатник

¬ладимир ѕастухов, российский политолог, давно уже живущий и работающий в јнглии и часто пишущий дл€ ¬¬—, и уже давно уважаемый мною автор. ќднако € долго не обращалс€ к его стать€м, просто разошлись наши интересы, и его темы не были моими темами . Ќо вот его последн€€ стать€ дл€ Ќ√ безусловно важна и даже очень и не только потому, что тема (белорусский протест) сейчас безусловно в тренде, но и потому, что взгл€д оригинальный. ј нестандартные мысли всегда интересно читать, даже когда с автором не согласен. »бо лучше с умным потер€ть...
» да. конечно, это оп€ть лонггрид, как и интервью Ўабунина. ќбычно € стараюсь лонгриды выносить на уикенд, нов этот раз вчера не получилось, уж простите, но вчера был весь в футболе. » еще немного в исследовании некоторых персонажей из числа здешних комментаторов

“ак уж вышло

—тратеги€ мирного протеста серьезно дискредитирована в ћинске
Ќадежда нескольких постсоветских поколений на мирную смену неототалитарных режимов разбилась о чугунную ограду белорусского Ђкладбища революцийї. ’от€ Ѕеларусь продолжают сотр€сать Ђполитические афтешокиї, на горизонте уже зама€чил беспощадный силуэт контрреволюции. ќна должна превратить так называемый Ђ≈вразийский союзї во второе издание Ђ—в€щенного союзаї во главе с –оссией в качестве бессменного Ђжандарма ≈вропыї. ѕоражение революции вовсе не означает, что Ћукашенко останетс€ предпоследним пожизненным диктатором ≈вропы. Ќапротив, его шансы задержатьс€ в своем кресле надолго сегодн€ как никогда малы. Ќо скинет его с насиженного места, скорее всего, не революци€, а набирающа€ силу реакци€. ¬прочем, это не исключает и даже делает неизбежной новую революцию, возможно, даже в самое ближайшее врем€. Ќо следующа€ революци€ в Ѕеларуси Ч и не только в ней одной Ч будет уже не Ђбархатнойї, а Ђнаждачнойї.


—амодовольные Ђверхиї против озлобленных Ђнизовї
ѕолитическое значение поражени€ белорусской революции может быть огромным, но еще большим стало ее символическое значение. ѕобеда белорусской революции стала бы еще одним свидетельством текущей эпохи, в то врем€ как ее поражение, напротив, указывает на смену эпох. »менно поражение делает белорусскую революцию событием воистину мирового масштаба. ќно мен€ет усто€вшеес€ отношение к революции в принципе.

—ергей  апица как-то сказал, адресу€сь к современности, что все мы похожи на актеров, которые играют на сцене свои роли и думают, что они на этой сцене главные. ј в это же врем€ на Ђзадникеї, за спинами актеров, показывают огромные страшные тени, и все зрители давно уже с ужасом смотр€т на них. я вспоминал эти слова  апицы не раз, чита€ репортажи из ћинска. Ѕелорусска€ революци€ Ч это путеводитель по миру страшных теней из будущего, которые нависли над XXI веком.

≈сли рассматривать событи€ в ћинске под углом зрени€ их соответстви€ канонам революционной ситуации, как их сформулировал Ћенин (а дальше него в этом вопросе никто за 100 прошедших лет так и не продвинулс€), то в глаза, прежде всего, бросаетс€ то, что в некотором смысле слова это была Ђнедореволюци€ї. Ѕольшинство Ђкомпонентовї революционной ситуации, обозначенных Ћениным, были Ђсмазаннымиї, едва уловимыми, а главный Ч так и вовсе отсутствовал.

ќб относительном обнищании масс можно говорить лишь с определенной нат€жкой. Ёкономика Ѕеларуси €вл€етс€ весьма у€звимой и структурно несбалансированной, в св€зи с чем качество и уровень жизни населени€ все последние годы снижались. Ќо это был достаточно плавный процесс без €рко выраженных скачков. ћожет быть, пандеми€ и св€занный с нею глобальный кризис внесли свою лепту в ухудшение этого показател€ сверх привычной нормы, но полноценный финансовый кризис начал разворачиватьс€ не до, а после революционных событий.

ѕохожа€ картина наблюдаетс€ и с Ђбольшей, чем обычної, активностью масс. —корее, только неадекватна€ реакци€ силовиков в первые часы и дни протеста по-насто€щему завела людей.

¬се становитс€ еще более неоднозначным, когда мы пытаемс€ оценить главный параметр, по которому измер€ют революционные ситуации: это насчет того, что Ђнизы не хот€т, а верхи не могут жить по-старомуї. — низами все более-менее пон€тно. ѕо целому р€ду причин, которые еще предстоит исследовать историкам, у населени€ Ѕеларуси и возник синдром хронической политической усталости от Ћукашенко. ¬се-таки 26 лет Ч немалый срок.

“еперь мы видим, что минимального ухудшени€ экономического положени€ и рутинного повышени€ циклической политической активности, св€занной с выборами, оказалось достаточно дл€ того, чтобы в массах вспыхнула остра€ Ђлична€ непри€зньї к Ћукашенко. “о есть низы сразу показали отчетливо, чего они не хот€т.

ј вот с верхами все оказалось сложнее: похоже, они в Ѕеларуси вполне готовы и еще долго могут жить по-старомуЕ

ѕротесты в Ѕеларуси вы€вили кризис философии Ђбархатных революцийї, котора€ Ђне работаетї, если Ђверхиї хот€т и могут жить, как жили. Ёпоха Ђперезревшихї революций, триггером которой была старческа€ немощь Ђверховї, подходит к концу. Ќачинаетс€ эпоха Ђнедозрелыхї революций, драйвером которых становитс€ нетерпение масс. Ёто совсем другие революции, чем те, к которым мы привыкли за последние полвека. ¬ них ожесточение масс, как правило, значительно опережает способность элит к политической рефлексии. “еперь мы все чаще будем становитьс€ свидетел€ми того, как Ђупоротые элитыї упорно желают жить по-старому до самой смерти, Ђпод собою не чу€ страныї.

 онец политического постмодернизма

Ќа первый взгл€д, событи€ в Ѕеларуси отличаютс€ от других восточноевропейских революций разве что особой жестокостью при подавлении протестов. –еволюци€ в ћинске, очевидно, не выгл€дит как праздник. Ћукашенко установил рекорд Ђполитической отмороженностиї. ”ровень раскрепощени€ животных инстинктов, который был продемонстрирован белорусскими силовиками, стал беспрецедентным дл€ ≈вропы со времен окончани€ холодной войны. ѕолагаю, что все это не следствие стечени€ каких-то случайных и исключительных обсто€тельств, а про€вление новой тенденции.

∆естокость не может быть объ€снена только особой кровожадностью Ћукашенко или врожденным садизмом белорусских силовиков, тем более что и то и другое Ч миф. «десь есть нечто большее. Ћюбой приказ можно выполнить формально, на совесть или Ђс отт€жечкойї.

Ѕелорусские силовики действовали Ђс отт€жечкойї, то есть инициативно, творчески и от души. “ак заставить нельз€, так ведут себ€ только тогда, когда есть еще и собственный интерес.

ћассова€ жестокость в истории всегда имеет, помимо психологических, еще и социальные корни. ќна не может быть атрибутирована ни к отдельной личности, ни к отдельной нации, даже если кажетс€ наоборот. √ерманский нацизм нельз€ свести к личности √итлера, так же, как и русский большевизм нельз€ вывести из личности Ћенина или —талина. Ќенамного больше даст попытка вывести их из психологических особенностей немецкого или русского народов.

¬ начале прошлого века, отклика€сь на просьбу немецкого (что уже любопытно) издани€, ћаксим √орький дал по итогам русской революции одну из самых безжалостных, на мой взгл€д, характеристик русского народа, сделав акцент на его уникальной и патологической жестокости. ¬ статье, цитировать которую обширно можно только с пометкой Ђ18+ї, есть много горьких слов, в том числе и такие:

ЂЋюди, которых € привык уважать, спрашивают: что € думаю о –оссии?.. я думаю, что русскому народу исключительно Ч так же исключительно, как англичанину чувство юмора Ч свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпени€ к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни. ¬ русской жестокости чувствуетс€ дь€вольска€ изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Ёто свойство едва ли можно объ€снить словами "психоз", "садизм", словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объ€сн€ютї.

—егодн€ это прочитываетс€ по-другому. √орький не застал нацизма и не видел √ерманию при √итлере, иначе его оценки были бы более универсальными. Ќенависть, идуща€ не только и не столько Ђсверхуї, сколько Ђснизуї, Ч верный признак не столько нравственной ущербности, сколько скрытой или открытой гражданской войны, поразившей общество.

–еволюции в ¬осточной ≈вропе (включа€ советскую Ђѕерестройкуї) потому и были Ђбархатнымиї, что классова€ структура постмодернистского позднетоталитарного общества была по-импрессионистски Ђсмазаннойї.  лассы в таком обществе были как бы намечены пунктиром, словно прозрачные контуры, границы между ними уже были нечеткими, одно плавно перетекало в другое. ќщущение принадлежности к целому превалировало зачастую над чувством принадлежности к группе.

√осударство, погруженное в эту диффузную социальную среду, быстро пропитывалось чужеродными ему квазилиберальными примес€ми и тер€ло присущую ему жесткость. ќно становилось в€лым и рефлексирующим, что, естественно, делало его у€звимым дл€ давлени€ как извне, так и со стороны общества, которое искало и, как правило, находило внутри такого государства Ђп€тую колоннуї.

»менно подключение этой Ђп€той колонныї к революции делало последние Ђбархатнымиї.
¬озвращение в Ђклассыї

≈сли в обществе наблюдаютс€ признаки скрытой или тем более открытой гражданской войны, значит, это общество разделено на классы. »менно возвращение общества Ђв классыї, то есть к социальной структуре, в которой две большие группы очень жестко, можно сказать, бескомпромиссно противосто€т друг другу, €вл€етс€ главной приметой времени как в Ѕеларуси, так и в –оссии. Ќо это, если так можно выразитьс€, Ђнеклассические классыї, не подход€щие под общеприн€тые их определени€.

–аст€нутое на два дес€тилети€ непрерывное давление неототалитарного государства на постсоветские общества не прошли дл€ последних даром: они прин€ли форму того Ђвластного сосудаї, в который их поместили.

ѕроизошло практически полное переформатирование всех общественных св€зей и отношений, результатом которого стало по€вление у этих обществ Ђвторичных классовых признаковї. ќни оказались расколоты на две большие группы людей, сильно различающиес€ своим местом в сложившейс€ социально-экономической и политической системах, но не похожие на классы в их прежнем понимании.

–ечь, по сути, идет о двух Ђмегаклассахї, перекрывающих собою все неототалитарное социальное пространство: о Ђлюд€х системыї и Ђлюд€х вне системыї, то есть о Ђвключенныхї и об Ђисключенныхї. ѕринадлежность к одному из этих Ђмегаклассовї не зависит от социального или профессионального статуса субъекта. ћожно быть хорошо Ђвключеннымї водителем и плохо Ђвключеннымї бизнесменом. ѕоложение в обществе все больше определ€етс€ тем, €вл€етс€ ли Ђим€рекї частью системы или она его из себ€ Ђвытолкнулаї. ћесто внутри —истемы, конечно, тоже имеет значение, как и конкретное место Ђвне —истемыї, но существенно меньшее, чем сам факт принадлежности или непринадлежности к —истеме.

„то объедин€ет людей —истемы? “о, что они коллективно (как пр€мо, так и косвенно) контролируют государство, а через него Ч основные экономические активы (командные высоты в экономике).

Ёто неправда, что –оссией или Ѕеларусью управл€ют ѕутин или Ћукашенко, соответственно и небольша€ Ђкучкаї их фаворитов. ћожет, когда-то это было так, но теперь выгл€дит иначе. «а долгие годы

сформировалс€ обширный класс, который €вл€етс€ коллективным бенефициаром того государственного капитализма, который, пусть и в разных модификаци€х, составл€ет основной экономический уклад как в –оссии, так и в Ѕеларуси.

” этого класса действительно очень диффузна€ перифери€, но зато очень твердое и компактное €дро. ќн не химера, а реальный социальный субъект со значительными политическими амбици€ми, который фактически эксплуатирует совместно концессию на Ђвластесобственностьї. ” него имеетс€ способность к рефлексии, самоорганизации и самовоспроизводству. ќн ощущает всех, кто не €вл€етс€ частью —истемы, как Ђчужихї.

ѕо мере того, как оставшиес€ за бортом —истемы начинают осознавать себ€ единым Ђмегаклассомї (что само по себе происходит очень небыстро из-за сопротивлени€ —истемы), в обществе разворачиваетс€ гражданска€ война, выступающа€ на социальной поверхности в виде сыпи особой жестокости.

ѕрирода процессов, разворачивающихс€ в –оссии и в Ѕеларуси, совершенно однотипна. » там и там основанием экономического уклада €вл€етс€ госкапитализм, только в Ѕеларуси он архивно-номенклатурный, а в –оссии Ч олигархически-мафиозный. » там и там государство €вл€етс€ главным собственником, и при этом само находитс€ в коллективной концессии у прав€щего класса. Ќо по каким-то причинам в Ѕеларуси быстрее сформировалось коллективное сознание у выброшенных за борт —истемы социальных групп и слоев, что и привело к обострению классовой борьбы и вспышке гражданского противосто€ни€.

—мена революционной парадигмы

—обыти€ в ћинске заставл€ют нас изменить представлени€ о стабильности постсоветских неототалитарных режимов как в Ѕеларуси, так и в –оссии. ƒо сих пор был попул€рен взгл€д, что режимы эти наход€тс€ в Ђнеустойчивом равновесииї и напоминают м€ч, зависший в зените параболы, и вопрос был лишь в том, откуда прилетит тот черный лебедь, который смахнет его своим крылом. Ќо, похоже, реальность выгл€дит несколько иначе.

–ежимы оказались гораздо более устойчивыми, чем многие ожидали. ќни не зависли в социальном вакууме, а поко€тс€ на весьма прочной классовой платформе,

и никакой лебедь их с нее не спихнет. —тратеги€, ориентированна€ на то, что мирное давление на режим само по себе приведет к его коллапсу, оказалась провальной. ¬ общем-то, определенные выводы можно было сделать уже по итогам провала оппозиции в ¬енесуэле. ’от€ пр€мого отношени€ к постсоветскому пространству они не имели, но тенденцию высветили. Ћукашенко ее развил и углубил.

ќдним из главных следствий белорусской революции может стать смена усто€вшейс€ революционной парадигмы. –еволюци€ никогда не была веселым приключением. ¬ XIX веке, который вошел в историю как Ђ¬ек революцийї, последние всегда пр€мо и однозначно ассоциировались с насилием.  то-то этим ужасалс€, кто-то Ч восхищалс€. ћаркс считал насилие повивальной бабкой истории, а революции Ч ее локомотивами. “ак или иначе, но ни у кого не было сомнений, что политический ассоциативный р€д дл€ революций Ч разруха, война, кровь.

¬се изменилось в последнюю четверть XX века. ƒр€хлеющий тоталитарный монстр, окруженный сателлитами, в страшной схватке уничтоживший своего главного еще более монструозного антагониста, медленно погружалс€ на дно истории, не выдержива€ напр€жени€ холодной войны. ¬ его некогда безупречно работающих органах завелись черви, и поэтому в решающий момент ему элементарно не хватило сил сомкнуть челюсть. Ёта в некотором смысле уникальна€ историческа€ ситуаци€ была осмыслена как нова€ норма. Ќенасильственна€ (на самом деле, конечно, тоже насильственна€, но в очень скромных дозах) революци€ стала европейским золотым стандартом. –еволюцию психологически приравн€ли к фестивалю. јссоциативный р€д стал другим: гвоздики, розы всех оттенков, в конце концов, достоинство.

ћантрой нового поколени€ стали миллион, но не алых роз, как в песне ѕугачевой, а протестующих на улице: если выйдет миллион Ч режим рухнет. Ђ√андизмї стал европейским Ђвсемї.

 то не √анди Ч тот отстой, или хуже того Ч провокатор и маргинал.

Ќо Ђгандизмї хорош, когда борешьс€ с британцами, и не просто с британцами, а Ђотцивилизованнымиї британцами, вытравившими из национального сознани€ пам€ть об англо-бурской войне. “акой противник не может позволить стрел€ть в толпу женщин и детей, потому что у него за спиной заградотр€д из свободной прессы, эффективной оппозиции, полномочного парламента, независимого суда и прочей либеральной ерунды. ≈сли перед ним поставить миллион женщин и детей, то он капитулирует. “олько где вз€ть отцивилизованных британцев на постсоветских просторах? ¬се выгл€дит иначе, если у вас позади заградотр€д из ветеранов Ќ ¬ƒЦ √ЅЦ‘—ЅЦћ√Ѕ. “ут рука не дрогнет.

Ѕелорусска€ революци€ показала, что в неототалитарных обществах, возникших на просторах рухнувшей советской империи, Ђгандизмї не пройдет.

≈сли режим готов отстреливатьс€, парадигма мирного протеста не работает. Ќи миллион, ни даже сто тыс€ч никогда не выйдут на улицу, если арми€ и полици€ готовы стрел€ть в толпу. ј на меньших цифрах Ђбархатные революцииї не случаютс€.

—тратеги€ мирного протеста была серьезно дискредитирована в ћинске, и это, пожалуй, главный на сегодн€ результат событий, свидетел€ми которых мир стал. ¬ европейскую историю возвращаетс€ ужасный и кошмарный XIX век с его культом революционного насили€.

√лавные перемены будут поначалу не столько политические, сколько идеологические. ћысль о том, что новое может и должно прокладывать себе дорогу в будущее при помощи насили€, то есть в очевидном конфликте с формальным правопор€дком, постепенно из маргинальной будет снова превращатьс€ в главный тренд эпохи. Ќовым центром политического дискурса вместо Ђлже-гандизмаї станет конституционное право народов на восстание в случае узурпации власти, о допустимых и недопустимых формах восстани€, его стратегии и тактике.

ѕризыв просто выйти на улицу и вз€тьс€ за руки после белорусских событий станет досто€нием истории на очень долгое врем€.

¬о всех следующих революци€х руки протестующих уже никогда не будут пустыми.

¬ ожидании перманентной революции

»рони€ истории возвращает нас в точку, в которой разошлись дороги троцкистов и сталинистов: к спору о возможности построени€ коммунизма в отдельно вз€той стране. “олько на этот раз речь идет о демократии.   сожалению, при существующих на сегодн€шний день реали€х задача смены режимов в –оссии, и как следствие Ч в Ѕеларуси, не имеет практического решени€. ћирный протест дискредитирован. ќн показал свою полную неэффективность, а условий дл€ успешного восстани€ против диктатуры внутри –оссии нет, и в ближайшие дес€тилети€ они сами по себе не сложатс€. ѕризыв и тем более подготовка к такому восстанию Ч опасна€ авантюра и провокаци€.

¬нешние силы также бессильны как-либо повли€ть на ситуацию. Ёто св€зано с тем, что современна€ –осси€ на самом деле давно и очень прочно встроена в глобальный миропор€док, частью которого €вл€ютс€ и страны «апада. » именно «апад, как это ни парадоксально, €вл€етс€ сегодн€ главным гарантом стабильности режима в –оссии. –осси€ не только €вл€етс€ частью мировой повестки, но и активно формирует ее. ќтношени€ –оссии и «апада характеризуютс€ глубокой взаимозависимостью и сложным переплетением интересов. —ерьезна€ дестабилизаци€ в –оссии неизбежно затронет жизненно важные интересы «апада, а значит, «апад на самом деле сделает все возможное, чтобы ее избежать.

 азалось бы  ремлю не о чем беспокоитьс€: сама истори€ позаботилась о том, чтобы его жители спали спокойно. Ќо вот беда, одержима€ мессианскими иде€ми голова, оставшимс€ без дела рукам поко€ не дает. »  ремль стал просовывать свои руки все дальше и дальше на «апад, фактически объ€вив последнему третью гибридную мировую войну.  ому-то не терпитс€ вз€ть реванш за поражение в холодной войне. ћосква всеми силами стараетс€ дестабилизировать «апад и погрузить его в хаос, и тем самым она рубит тот сук, на котором держитс€ стабильность режима. ќн защищен от революции ровно настолько, насколько «апад сам от нее защищен.

„тобы в –оссии что-то помен€лось, сначала должно что-то помен€тьс€ на «ападе. –еволюци€ в –оссии может быть только частью глобального тектонического политического сдвига.

“ут и без  ремл€ хорошо Ч коронавирус удачно подсуетилс€. ј потому вполне может оказатьс€ достаточно и легкого толчка из ћосквы. –осси€ в истории удивительным образом совмещает в себе роли главного экспортера и импортера революций. “ак что ей не привыкать.

—егодн€ революци€, правда, застр€ла на Ѕелорусском вокзале. “олп€щиес€ на перроне радостно хлопают в ладоши, дума€, что поезд прибывает. Ќа самом деле Ч он отправл€етс€. ¬ ≈вропу. ¬стречайте из –оссии и Ѕеларуси (транзитом) с любовью. » до новых встреч домаЕ

“ут слишком много разнообразных наблюдений и идей, чтобы € был готов это комментировать по прочтении. “ут каждый должен составить свое мнение.

Ќќ € хочу отметить только одно. ƒа есть прав€щий класс, это то, что € назвал ќЌ». » он не только на ѕечерских холмах в  иеве, он есть в каждом городе и в каждом районе. » это не собственность а властесобственность, олигархи€ не бизнес, ибо паразитирует прежде всего на государстве.

Ќо ѕастухов подчеркивает то. что € не удосужилс€ отметить(профессионализма не хватило. хот€ мне это казалось очевидным).  ласс бенефициаров —истемы не ограничиваетс€ ќЌ», вокруг них куда более обширный класс обслуги (их врачи, их адвокаты, их учител€, их парикмахеры и т.д., и конечно же силовики в той или иной степени почти все, органы, которые € называю властеохранители, т.к. называть их правоохранител€ми совершенно невозможно).

“ак вот - ѕастухов отметил, что это весьма широкий слой включа€ например шоферов. Ќо главное что мне хотелось отметить не в этом. ј вот в этой цитате

” этого класса действительно очень диффузна€ перифери€, но зато очень твердое и компактное €дро. фактически эксплуатирует совместно концессию на Ђвластесобственностьї. ” него имеетс€ способность к рефлексии, самоорганизации и самовоспроизводству. ќн ощущает всех, кто не €вл€етс€ частью —истемы, как Ђчужихї... оставшиес€ за бортом —истемы начинают осознавать себ€ единым Ђмегаклассомї, что само по себе происходит очень небыстро из-за сопротивлени€ —истемыї.

ћой читатель - свидетель, какие поистине огромные усили€ были мной положены на попытки разъ€снить своим патриотическим а главное "постмайданным и про-майданным" читател€м, что один из двадцатилетних лидеров и фактических создателей —истемы просто в принципе не может быть на их стороне, что дл€ него они автоматически "чужие" и даже не люди, а "люди" в смысле обитатели "людской" и ничем иным быть не могут - все впустую.

„то патриотизм ѕорошенко это патриотизм буржуа ѕервой мировой призывавших рабочих и кресть€н идти воевать и умирать за –одину, тогда как ќЌ», люди то есть, будут набивать карманы и богатеть - на этой самой войне. „то ѕорошенко очень точно определил единственную точку где его интересы совпадают с промайданными - и он и мы не хотели в –оссию -потому вс€ его пропаганда состо€ла в том, что «еленский непременно завтра, ну в крайнем случае послезавтра - все сдаст ѕутину (об этом весьма ехидно вчера высказалс€ ≈вгений  ивелев в диалоге с –езниковым, погл€дите в ётубе "–еальна€ политика", в онлайне еще висит вчерашний вечер)

» что нужно быть оставленным всеми богами, чтобы верить, что каналы олигарха расскажут вам правду о конкуренте, нужно утратить чувство реальности полностью, чтобы верить в ќЌ» и голосовать за их партии в их телевизоре... € твердил это мес€цами каждый день, но ничего не помогло.

ћои промайданные читатели всего лишь убедились что € ангажирован(оболванен) зеленой пропагандой и у мен€ просто пунктик про ѕорошенко. «ато их друзь€ в фейсбуке все им рассказывают правильно про ничтожество «е и зе-зраду (котора€ пока что за полтора года реально так ни разу и не наступила - но уж завтра наступит абсолютно точно).

“акова грустна€ правда ѕастухова: осознание... происходит очень небыстро из-за сопротивлени€ —истемы
» покажите мне хоть одного прозревшего за полтора года...

Ќо в тексте еще куча важных идей - о них позднее


источник - trim_ctrim_c 
[2 ссылок 65 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку