-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 43226
 омментариев: 7654
Ќаписано: 173253



 ино и ∆данов  огда-то давным-давно самым любимым развлечением детей и

—уббота, 21 Ќо€бр€ 2020 г. 17:40 + в цитатник

  огда-то давным-давно самым любимым развлечением детей и взрослых был поход в кино. 

Ђ»з всех искусств дл€ нас важнейшим €вл€етс€ киної завещал великий Ћенин, и советский человек согласно кивал головой. ƒа! »з всех искусств! ¬ажнейшим! 

» бежал в кассу за билетом. » в очереди сто€л. «а билетом в кино. 

—ейчас это представить невозможно. »з всех искусств дл€ нас теперь важнейшим €вл€етс€ “ик“ок! “ьфу, прости √осподиЕ 

 инотеатр " омсомолец". г.∆данов. 1978 год. (фото из интернета)
 инотеатр " омсомолец". г.∆данов. 1978 год. (фото из интернета)

»так, поход в кино был праздником. 

ћинуты ожидани€ широкоэкранного чуда в  постепенно темнеющем зале не сравнить ни с чем! ќни волнительны и прекрасны! 

я обожала кино. я и учитьс€ пошла в институт киноинженеров, наивно полага€, что буду участвовать в создании фильмов. јга. ∆естокое разочарование наступило уже на первом курсе, но € мужественно отучилась п€ть лет и защитила диплом. 

“аких как € любителей важнейшего искусства у нас в институте было большинство. ћы ходили на все кинопремьеры Ћенинграда, отслеживали декады зарубежных фильмов, сто€ли в огромной очереди, чтобы попасть на Ђ”кол зонтикомї в кинотеатре «имнего стадиона. 

» даже устраивали киномарафон. Ёто когда целый день курсировали из кинотеатра в кинотеатр на Ќевском, благо там их полно было. «а день успевали посмотреть по п€ть фильмов. ƒо одури смотрели!

¬от € бы удивилась тогда, узнав, что буквально через несколько лет € так же буду смотреть целый день кино. Ќо не в свой выходной, а в рабочее врем€. ѕотому что така€ у мен€ будет работа Ц кино по вторником смотреть!

»так, после эпохального в моей биографии партийного собрани€ в  конторе кинопроката г. ∆данова, на котором товарищи по партии от всей души влепили мне выговор, € оказалась в отделе репертуарного планировани€. –едактором. 

ћен€ усадили  за шикарный дерев€нный стол с великолепным  €щиком дл€ картотеки.  абинет был светлый, солнечный, с цветами и с запахом духов. 

Ќапротив мен€ сидел самый  красивый редактор кинопроката “амара ≈рмоленко.

” “амары было прекрасно всЄ Ц фигура, лицо, улыбка и нар€ды. ќна одевалась так элегантно и со вкусом, лицо было такое милое, а улыбка така€ €сна€, что €  получала огромное эстетическое удовольствие, гл€д€ на неЄ. 

¬ообще все редакторы отдела были замечательными женщинами. ¬ партии они не состо€ли, моего позора на партийном собрании не видели. ќни прин€ли мен€ радушно и опекали, как младшую сестру.

¬ мои об€занности входило составление репертуарных планов дл€ районных киноустановок. ¬ клубах, в санатори€х, в домах отдыха. я отбирала свободные копии фильмов, расписывала их по числам. –абота не сложна€, но требующа€ большой внимательности и усидчивости. » знани€ кинорепертуара, конечно. “ут мне и пригодились все просмотренные в студенчестве фильмы. 

 роме того, каждый вторник все редакторы вместе с директорами городских кинотеатров об€заны были спускатьс€ в просмотровый зал и смотреть кино. ¬есь рабочий день! 

Ёто было так удивительно, что €  покидала своЄ рабочее место  стеснительно и неловко, словно с уроков сбегала. ј однажды и вовсе не пошла, посчитав, что лучше € сделаю срочную работу, чем буду глаза на экран таращить. «а что потом и получила нагон€й от руководства. –едактор должен быть в курсе всех новинок кино, чтобы знать какие фильмы предлагать к просмотру. » € уже с чистой совестью сидела в кинозале. 

‘ильмы были разные. ќдни € смотрела, затаив дыхание, на других сладко засыпала. ≈сли герои на экране не орали. ј вот когда и фильм скучный, и кто-то орЄт, и музыка грохочет Ц спитс€ плохо. Ќервно!

Ќо какими бы фильмами ни одаривало нас советское киноискусство, самым ценным у каждого кинопрокатчика были страдани€ «иты и √иты, –ама и Ўиама, и сладкоголосого танцора диско. 

»ндийские фильмы были замордованы лентопрот€жными трактами советских кинопроекторов до битых перфораций! »х склеивали и переклеивали. »х карточки движени€ хранились  отдельно, и планировать индийские фильмы на киноустановку имел право только очень, очень главный редактор. 

ѕотому что наличие в репертуаре кинотеатра Ђ«иты и √итыї давало надЄжную гарантию, что финансовый план будет выполнен и перевыполнен. » все сотрудники кинотеатра получат премию. 

ћне рассказывали коллеги из других городов, что им даже вз€тки давали за  индийское кино.  онь€ком! » они по утрам всем отделом репертуарного планировани€ выпивали по 50 грамм конь€чку. ƒл€ успешной и плодотворной работы! ¬ нашем кинопрокате € такого не видела и не слышала.

ѕросмотровый зал ждановского кинопроката был такой красивый и удобный, что туда непременно водили на экскурсию гостей, приезжающих по обмену опытом. 

ј однажды мне поручили вызвать киномеханика, открыть зал и встретить киносъемочную группу из ћосквы.  иношники снимали  в ∆данове кино и желали отсмотреть рабочий материал. 

я с ворчанием, что понаехали тут и ходют и ходют, пошла искать киномеханика, открывать зал и ждать москвичей. ¬ полной уверенности, что это  какие-нибудь студенты снимают какую-нибудь хренотень. 

ƒействительно, пришли скромные молодые люди. я посадила их в зал и гордо удалилась, ибо не царское это дело Ц реактору отдела репертуарного планировани€ к каким-то москвичам с вопросами  приставать. 

ЁхЕ мне бы сегодн€шней там оказатьс€, уж так быстро € бы от них не отстала. ѕотому что это была съЄмочна€ группа ¬асили€ ѕичула, снимающего в ∆данове Ђћаленькую ¬еруї. 

¬от так € профукала возможность поговорить с создател€ми этого замечательного фильма. 

¬ отличие от моей недовольно бубн€щей личности, директор ждановского кинопроката ¬алентин ћихайлович  отенко, был человеком чрезвычайно гостеприимным. 

¬ то врем€ в ”краине был попул€рен республиканский кинофестиваль Ђ„еловек труда на экранеї. 

ѕоказ художественных и документальных фильмов, встречи зрителей с режиссерами, операторами и актерами Ц программы фестивалей всегда были интересными.

‘естиваль проходил в разных городах, но чаще всего в ∆данове, в городе трудовой и воинской славы.  оллектив кинопроката во главе с директором всегда принимал гостей с необыкновенным радушием. 

ѕам€тный значок кинофестивал€. ‘ото из интернета
ѕам€тный значок кинофестивал€. ‘ото из интернета

–аз в два года Ђ„еловек труда..ї приезжал в ∆данов, и мне выпало счастье работать на фестивале 1987 года.

 я дежурила в гостинице, где жили участники фестивал€, и помогала организаторам. —опровождала группы на творческие вечера, возила гостей на обед, а однажды устраивала заболевшую актрису на приЄм к стоматологу. 

 онечно, дл€ мен€ это был ценный опыт общени€ с творческими людьми. я пон€ла, что умные и талантливые люди просты в общении. 

ћне очень запомнилась жена великолепного Ѕронислава Ѕрондукова. 

јктЄр очень любил ждановский фестиваль, но в 1987 году он по состо€нию здоровь€ приехать не смог. » в фестивале участвовала его жена актриса ≈катерина Ѕрондукова. ќна сн€лась более чем в 30 фильмах, но потом отказалась от карьеры, ухажива€ за т€жело заболевшим мужем.

≈катерина ѕетровна произвела на мен€ огромное впечатление! —воей скромностью, простотой, оба€нием и доброжелательным отношением к миру. — ней было неверо€тно при€тно разговаривать! 

ќсобенно на фоне других участниц фестивал€. 

Ќапрмер, одна девица очень долго и устало рассказывала мне о своЄм т€жЄлом актЄрском труде. ѕр€мо т€жЄлом-прет€жЄлом, о режиссЄрах-сатрапах, о завистниках-гадах, многочасовых изнур€ющих съЄмках и глубине системы —таниславского. » как она устала. » как ей все буквально надоели. ѕротивные.

ѕризнатьс€ честно, € эту актрису ни о чЄм  не спрашивала, она была мне совершенно безразлична. Ќо еЄ гор€чий монолог о каторжном труде актЄра всЄ-таки вынудил мен€ осторожно спросить:

 - ј в каких фильмах вы играли? „то-то € не припомнюЕ пам€ть девичь€Е

 - јх, - с надрывом отмахнулась девица от моего вопроса, - в разных. ¬сЄ и не перечислишь!

я стала ещЄ пристальней всматриватьс€ в еЄ симпатичное лицо, пыта€сь опознать любимицу народа. Ќапрасно. 

», уже умира€ от любопытства, пристала к  чиновнику √оскино ”——–, члену оргкомитета, в каких фильмах она снималась.

„иновник тоже отмахнулс€:

 - ¬ каких-какихЕ в одном! ¬ короткометражке про женский алкоголизм!

Ќу, € уже не стала уточн€ть, кого именно она там сыграла.

ѕам€тный значок кинофестивал€. ‘ото из интернета
ѕам€тный значок кинофестивал€. ‘ото из интернета

Ђ„еловек труда на экранеї запомнилс€ мне не только интересными встречами, но и страшными физическими страдани€ми. ќт тесных туфель.  

 Ѕуквально накануне фестивал€ мы с родител€ми поехали в село. ¬ сельмаге € увидела  нечеловеческой красоты туфли. „Єрные, модельные, на тонком каблучке. ќдну пару. 36 размера. ј у мен€ 37. 

я бросилась их пример€ть и, о чудо, нога в туфельку поместилась! —идеть и сто€ть € в них могла, а вот ходить не очень. 

Ќо мен€ это не смутило. ”читыва€, что с обувью в стране  напр€жЄнка, € купила туфли, наде€сь, что главное их надеть. 

я и на фестиваль приезжала в этих туфельках, всеми своими ногами показыва€, что мы тут в ∆данове тоже ничего себе, а очень даже и очень ничего! Ѕлаго, что все перемещени€ осуществл€лись на машине. 

Ќа мои ноги и туфли  активно откликнулс€ тот самый чиновник из √оскино, мужчина молодой, спортивный, в затемнЄнных загадошных очках и в кожаном пиджаке. ѕо тем временам это был  очень громкий писк мужской моды!

¬ перерывах между разъездами он смешно рассказывал истории из жизни звезд отечественного кинематографа. » вдруг однажды пожелал мен€ проводить после работы домой. я согласилась, но только до автобусной остановки, потому что жила на окраине города и пешком домой не ходила.

ћолодой человек обрадовалс€, и мы пошли чудесным летним вечером по си€ющему огн€ми центру ∆данова. ѕо проспекту Ћенина. ћы шли, болтали, хохотали и € совсем не чувствовала, что мен€, как тиски, сжимают маленькие туфли. ¬идимо по земле мен€ несли не ноги, а крыль€! 

ѕотому что и мужчина был хорош, и пиджак, и очки! ј € была девушка честолюбива€. ћне его внимание было при€тно!

ћы прошли весь проспект, дошли до  самолЄта-пам€тника Ђћиг-17ї, около которого € решительно и распрощалась. ƒальше начинались пол€, которые лучше было проехать на автобусе.

 огда € приехала домой, мен€ стала пожирать жестока€ расплата за легкомысленное поведение! ћне хотелось выбросить туфли и отрубить ноги!

“ем более, что пиджак и очки благополучно улетели в  иев и мен€ больше не вспоминали.

—амолЄт-пам€тник "ћиг-17". г.∆данов. ‘ото из интернета
—амолЄт-пам€тник "ћиг-17". г.∆данов. ‘ото из интернета

 роме работы с репертуаром, просмотром фильмов и фестивал€ми  мы занимались активной физической де€тельностью. “о деревь€ в саду поливали, то  в ремонте кабинетов участвовали, то благоустройством территории занимались. Ѕольшое хоз€йство кинопроката содержалось в образцовом пор€дке, а это  требовало больших человеческих сил. 

” “амары сохранилось несколько фотографий с той весЄлой поры. ¬от мы на субботнике. “амара говорит, что в центре стою €. я ей верю, хот€ себ€ не узнаю почему-то.

‘ото из архива “. ≈рмоленко
‘ото из архива “. ≈рмоленко

ј заверша€ свой рассказ о конторе кинопроката г. ∆данова € хочу ещЄ раз вспомнить еЄ директора ¬алентина  отенко. 

≈го насто€щее им€ ¬илий, но мы звали его ¬алентин.

яркий, мощный и талантливый. “аким € запомнила его. 

—ейчас, спуст€ много лет, понима€ жизнь и людей, € оцениваю ¬алентина ћихайловича как созидател€. 

¬се мы делимс€ на строителей и разрушителей. » если в молодости отношение директора ко мне € запальчиво расценивала как разрушение моей личности, то теперь понимаю, что бил он мою гордыню, мою нетерпимость и моЄ самолюбие. 

ј как строитель и как созидатель он выполнил свою миссию на земле. —оздал образцовую организацию по хранению и прокату фильмокопий. 

—обрал фильмофонд из всех художественных и хроникальных фильмов,  которые  имели отношение к ∆данову.

ќн  знал всех городских кинолюбителей. ѕонима€ историческую ценность  съЄмок города, ¬алентин ћихайлович предлагал им хранить плЄнку  на складе кинопроката, где соблюдались необходимые температура и влажность.

” него хранились копии рабочего материала кинохроники, сн€той в ћариуполе в довоенные годы, и киносюжета о первых дн€х освобождени€ города в сент€бре 1943 года. Ёти пленки он выписал из √осфильмофонда ———–.

 «десь необходимо отметить, что это не входило в его должностные  об€занности. Ёто было веление сердца и любовь к родному городу. ј ещЄ понимание важности архивных материалов. Ќе дл€ себ€. ƒл€ потомков.

Ќо потомки его не оценили.

¬ середине 90-х, когда ¬алентина ћихайловича уже не было в живых, система государственного кинопроката развалилась. ћногие помещени€ конторы стали сдавать в аренду, а затем продали и всЄ здание. 

Ќовый хоз€ин стал решительно уничтожать ненужные ему вещи.  » бесценный фильмофонд, собранный старани€ми ¬алентина ћихайловича, сожгли на большом костре.  Ќа улице. 

Ќе по злобе, € уверена. ѕо невежеству.

√овор€т, что часть архивных кинолент на тележке смогла вывести и сохранить директор одного из кинотеатров. 

¬от так. Ќет человека. Ќет дела, которому он посв€тил всю свою жизнь. Ќо осталась пам€ть о нЄм. 

¬алентин ћихайлович оставил в моей душе очень €ркий след. » нелепо оценивать человека такого масштаба через призму своих личных обид.

 ќн стал дл€ мен€ примером бескорыстной преданности своему делу и гражданам города ∆данова. 

Ќа это старой фотографии работников кинопроката мен€ нет. 

ј ¬алентин ћихайлович Ч крайний слева.

‘ото из архива “. ≈рмоленко
‘ото из архива “. ≈рмоленко




источник - irina_sboririna_sbor 
[2 ссылок 62 комментариев 4250 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку