-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 179127


—амый главный продукт советских Ќ»»

—реда, 06 январ€ 2021 г. 10:01 + в цитатник



Ќа фото: бесконечна€ стена Ќ»÷Ё¬“ (Ќаучно-исследовательский центр электронной вычислительной техники), ћосква.

Ќаучно-исследовательский институт (Ќ»») – один из краеугольных камней советской культуры. — утилитарной точки зрени€ основной функцией советских Ќ»» €вл€лась разработка дл€ промышленности новых изделий, отвечающих последнему слову науки и техники. ¬ реальности же, чаще всего, советские Ќ»» занимались изучением западных изделий, отвечающих последнего слову науки и техники; изучением и разработкой дорожной карты того, как, использу€ устаревшую советскую промышленность, создать насколько возможно более точный клон современного западного издели€. «–абота, требующа€ самоотречени€», – как сказал Ћев ≈вгеньевич ’оботов в несколько ином контексте, но по поводу примерно такого же ремесленничества. » однако же, в контексте культуры и жизни советского социума самым главным продуктом советских Ќ»» были вовсе не устаревшие магнитофоны или, как вариант, передовые системы залпового огн€. —амый главный – и весьма востребованный социумом – продукт советских Ќ»» был вовсе не в сфере материального.



 ультура в человеческом обществе – в любом – развиваетс€ достаточно стереотипно. —перва у отдельных творческих личностей возникает потребность скрасить свой досуг чем-то помимо пожирани€ зажаренных на костре кусков дичи или спаривани€ с самками своего вида в шалаше у пруда. Ёти творческие личности начинают – уж как могут – что-то рисовать (скажем, на скалах), или сочин€ть, скажем, условно-музыкальное (с применением поначалу собственных губ, а позднее и чего-то более изощренного, типа куска скелета обглоданной курицы), или поэтическое (оп€ть же, поначалу путЄм простого перечислени€ окружающих красот в вычурном стиле «одна палка, два струна – € хоз€ин вс€ страна»). ћузыканты и поэты станов€тс€ досто€нием общины, их приглашают на посиделки, их творчество встречают одобрительными восклицани€ми, им дают лучшие куски пирога. ’удожникам делают заказы на украшение пещеры вожд€. ќплата пока что в натуре – за лишнюю пайку.


Ќа фото: Ѕизоны пещеры ‘он-де-√ом (департамент ƒордонь, ‘ранци€).
Ќо общество не стоит на месте. ќно развиваетс€; развиваетс€ его экономика. ¬ыстраиваетс€ достаточно сложна€ социальна€ иерархическа€ лестница типов жителей по уровню их доходов. » по мере дальнейшего развити€ общества всЄ больше просматриваетс€ закономерность: чем выше доход, тем больше досуга. Ќаиболее изысканные натуры наход€т забавным скрашивать досуг не только за счЄт пь€нства и разврата, но и за счЄт людей творческих. ѕовышаютс€ эстетические потребности обитателей, как в рамках их должностных об€занностей, так и за их пределами. —кажем, воин уже не хочет иметь просто меч и щит, но норовит получить меч с красивыми бронзулетками, а щит, разукрашенный крабами и прочими зме€ми-горынычами. ј кто их будет делать? ќп€ть же – человек творческий, который к этому времени уже пон€л, что свой творческий талант можно конвертировать в часть добычи.


Ќа фото: древнегреческие гоплиты демонстрируют образцы поделок своих полисных расписных дел мастеров.
„астью досуга становитс€ и воспитание. Ќовые поколени€ оказываютс€ более образованными и эстетически развитыми, чем предыдущие. ≈сли «диды, которые воевали» довольствовались чем-то вроде ¬енеры из ’оле-‘ельс или ¬енерой ¬иллендорфской, то новые поколени€ уже плат€т денежку гражданину ѕоликлету, который куда лучше удовлетвор€ет их до чрезвычайности усложнившиес€ эстетические воззрени€.


Ќа фото (слева направо): ¬енера из ’оле-‘ельс, ¬енера ¬иллендорфска€, ƒорифор ѕоликлета (ƒорифор ѕоликлета, к слову, считаетс€ таким же эталоном мужской красоты, как ¬енера ћилосска€ – женской).
»з этого симбиоза творческих людей и людей с тугими кошельками и возникает то, что мы называем культурой. ѕричЄм чем более развитым становитс€ общество, чем больше возникает в нЄм градаций доходов населени€, тем изощрЄннее становитс€ культура.  то может платить много, тот подкармливает разных –афаэлей или –убенсов, а люди попроще (и материально, и эстетически) оплачивает продукцию какого-нибудь яна —тена (умевшего так ловко изображать весЄлые попойки на фоне квартирного срача). —овсем уж бедные тоже не оставались без своей толики приобщени€ к прекрасному. ƒл€ них предназначаютс€ разные глин€ные свистульки, пивные кружки с картинками и телесериалы про богатых, которые тоже плачут. —ловом, культура работает на полных оборотах, пока творческие люди получают звонкую монету от людей из всех социальных страт общества.


Ќа фото: культурные артефакты, предназначенные дл€ удовлетворени€ физиологических и эстетических потребностей представителей определЄнных страт общества.
Ќо вот какой любопытный парадокс, доход€щий до абсурда, случилс€ во всем нам известном и всеми нами любимом ———–. “е классы, которые в традиционных нормальных обществах были основными заказчиками т.н. высокого искусства (во всех его про€влени€х – от грандиозных дворцов и великолепной масл€ной живописи до симфоний, театральных драм и романов) – люди с хорошим образованием, в ———– были наиболее нищими и оплачивать создание артефактов высокого искусства – которое и стоило дорого – не могли. ј те классы советского «бесклассового» общества, которые могли что-то оплачивать (партийна€ элита, заведующие базами и т.п.), эстетически в массе свой были недоразвитыми и покупать высокое искусство не желали, довольству€сь, по сути, глин€ными свистульками.

ƒа, забыл сказать. ƒл€ развити€ культуры требуетс€ ещЄ одно условие, кроме наличи€ симбиоза между тем, кто готов творить и теми, кто готов оплачивать творени€.


–убенс. јвтопортрет в кругу друзей из ¬ероны. (1602—1604, масло, холст).
“ворец не может творить в вакууме. Ќу вот вз€ть –убенса – использую это им€, поскольку –убенс известен даже люд€м с советским образованием – запри этого –убенса с малолетства в доме его почтеннейшего антверпенского папаши-ремесленника (ремесленника с большой буквы, но всЄ же), не дай ему возможности ездить по всему свету, встречатьс€ с импортными художниками, обмениватьс€ иде€ми, изучать разные школы, то хот€ –убенс оставалс€ бы самим собой и, безусловно, не потер€л бы свой талант, данные ему от рождени€, но не создал бы он всех тех мировых шедевров, которыми знаменит (хот€, наверное, на уровне јнтверпена был бы весьма известным мастером).

“оже самое справедливо и дл€ тех, кто заказывает музыку. Ћюди, которые оплачивают культуру, тоже должны обмениватьс€ иде€ми, спорить, критиковать, держать нос по ветру и т.д. и т.п. ≈сли представить себе какого-нибудь средневекового барона, который только то и делает, что ходит на войну и копит золотые дукаты в своЄм замке (эдакий хрестоматийный пушкинский —купой –ыцарь), и ровно тоже самое делают всего его потомки на прот€жении нескольких веков – они не езд€т в гости, не принимают гостей, и кроме войны их ничего не интересует – то к какому-нибудь XVII веку их эстетические пристрасти€ не разовьютс€ далее гобелена «ѕастушка» и раззолоченных алебард вперемежку с фузе€ми, которыми они захлам€т свой фамильный замок. ќднако мы знаем, что потомки средневековых баронов к XVII–XVIII векам создали весьма изысканный стиль барокко, охватывающий все про€влени€ западноевропейской культуры и очаровавший даже нашего «кукуйского пь€ницу» ѕетруню.


Ќа фото: «еркальна€ галере€ ¬ерсальского дворца Ћюдовика XIV (при создании галереи еЄ творец ∆юль јрдуэн-ћансар соединил элементы классицизма и барокко).
–азумеетс€, создавали артефакты барокко не сами аристократы, а те художники, архитекторы и музыканты, которых они оплачивали. Ќо это и было тем, что € называю – симбиоз во им€ развити€ культуры.

 ак такое стало возможно? Ёто стало возможно благодар€ досугу и местам встреч. ’удожники встречались с художниками в своих местах, а разные аристократы к XVII веку заполонили салоны ѕарижа и прочих таких городов. » хот€ по утверждению ”мберто Ёко вон€ло в этих салонах прескверно (в силу возникшей барочной моды подолгу носить свои пышные, но, увы, не очень свежие камзолы, плать€ и парики), но в этой салонной вони XVII века родилось то, что не перестаЄт восхищать нас и поныне (в том числе и потому, что за прошедшие века запах испарилс€).


ƒжозеф ’аймор. ƒжентльменский клуб (1730 год).
—алоны, клубы, пышные приЄмы в городских дворцах и в загородных имени€х – это всЄ двигало и развивало культуру. » никакой высокой культуры не было бы, если бы не арми€ богатых оболтусов-аристократов, которые имели хороший вкус и хорошие деньги, чтобы оплачивать того же, извините –убенса, или —аломона де Ѕроса. я говорю о западноевропейской культуре, но это же справедливо дл€ культуры любого общества, хоть китайского, хоть индийского, хоть древнеегипетского или ацтекского.


Ќа фото: €понские самураи, как эстетические объекты.
»так, дл€ развити€ и расцвета культуры требуетс€: а) развита€ экономика, в которой имеютс€ б) люди с большими даровани€ми и в) люди с большими деньгами и досугом, которые г) имеют общественное пространство дл€ встреч и спокойного обмена мысл€ми, иде€ми, концепци€ми и т.д.

ј теперь снова вернусь к ———– и советским Ќ»». »так, в ———– не существовало этих условий. ¬ернее, эти услови€ были извращены и изуродованы. ¬место развитой экономики существовала экономика-мутант, с непомерно разросшейс€ раковой опухолью ¬ѕ , выкачивающей все соки из экономического организма. Ћюди с большими даровани€ми существовали, но нередко вместо денег получали пулю в затылок, тюремные сроки или просто жизнь на грани нищеты. ј это, в свою очередь, было обусловлено не только коммунистическим режимом, уничтожавшим всех, не согласных с марксистско-ленинскими концепци€ми развити€ общества, но и отсутствием пресловутых богатых людей с большим досугом (что, впрочем, тоже было обусловлено коммунистическим режимом). » уж конечно не было таких мест встреч.

–азумеетс€, коммунисты, которые в массе своей были малообразованным быдлом, ориентировались на эстетические пристрасти€ Ћенина. ј Ћенин в своЄм эстетическом развитии был типичным мелким буржуа XIX века. „то, замечу, не самый плохой вариант. ѕоэтому официально коммунисты продвигали в ———– западноевропейскую культуру XIX века, только в урезанном варианте. “о есть, вообще говор€, коммунисты в ———– в сфере культуры поощр€ли то, что нравилось или должно было бы понравитьс€ мелкому или среднему буржуа XIX – начала XX века, или – в эстетическом плане – Ћенину. ќтсюда издани€ собраний сочинений ћопассана и Ѕальзака,  онан ƒойл€ и «ол€, репродукции картин (на марках ѕочты ———–) в том числе из западноевропейских музеев и т.п. ƒаже р€д советских телефильмов (« расное и чЄрное», «—оломенна€ шл€пка», «Ќебесные ласточки» и т.п.) был сделан на основе эстетических (хот€ и кастрированных в советском стиле) предпочтений европейского буржуа XIX века —обственно, и пресловутый соцреализм – это кастрированна€ и насквозь пропитанна€ идеологией марксизма-ленинизма культура среднего европейского буржуа XIX века.


Ќа фото: советское издание сочинений Ёмил€ «ол€ (1960-1967 ћ. ’удожественна€ литература).
 ак же коммунисты решали вопросы с продвижением этой культуры в массы? ¬едь дл€ того, чтобы, скажем, сыграть произведение Ѕизе или ћоцарта, надо иметь штат квалифицированных музыкантов и дирижЄров, дл€ того, чтобы написать роман в стиле соцреализма, который €вл€етс€ выхолощенной идеологизированной копией западноевропейского социального романа XIX века, нужно иметь худо бедно, но талантливых писателей, чтобы писать бесчисленные полотна про Ћенина в броневике и крановщиц на Ѕјће в стилистике какого-нибудь ∆юль Ѕастьен-Ћепажа, нужно, оп€ть же, наличие когорты художников соответствующей квалификации, не говор€ уже про потребность в актЄрах и режиссЄрах, чтобы сн€ть советскую телеэкранизацию французской оперетты конца XIX века «ћадемуазель Ќитуш».


∆юль Ѕастьен-Ћепаж. ќкт€брь (1878).
» тут коммунистическое государство вз€ло на себ€ вопросы создани€ всех тех условий, которые требуютс€ дл€ развити€ культуры. ¬ ———– нет богатых людей, а если и были бы, то вр€д ли они стали оплачивать полотна вроде «“рубачи ѕервой  онной јрмии» или «Ћенин в —мольном»? Ќе беда. «акупщиком и спонсором таких произведений и таких творцов будет государство. ј дл€ того, чтобы государство могло осуществл€ть эту функцию, выделим отдельную статью бюджета – вон сколько денег на танки/пушки тратим, чай и на нужные нам картины и романы потратить «малую кроху от» можно. ¬ ———– нет клубов и салонов? ѕаппрашу вас! Ќет, так будут. » вот уже по всему ———– раскинулись ƒома  ультуры (часто захватыва€ помещени€ бывших церквей), а в таких городах, как ћосква, специальные салоны дл€ избранных – ƒом ’удожника, ƒом Ћитератора (÷ƒЋ), ƒом ∆урналиста (ƒомжур) и т.п. Ёто были дома дл€ советской культурной элиты, куда попасть могли только те, кого коммунисты причислили к «правильным творцам», т.е. таким, кто воспроизводил коммунистическую официальную культуру. ј эта культура, повторю, была кастрированным эрзацем культуры западноевропейского буржуа XIX века, только с сильной добавкой марксизма-ленинизма.


Ќа фото: именитые де€тели советской официальной культуры расслабл€ютс€ в знаменитом ресторане ÷ентрального ƒома Ћитераторов (фото с сайта ÷ƒЋ).
Ќо ведь культура – это нечто живое. Ќевозможно развивать культуру, если высочайшим вердиктом дл€ неЄ установлены границы и также искусственно созданы площадки, в рамках которых она должна развиватьс€. ƒа и что это были за площадки? ¬ какой-нибудь московский дом литератора или дом журналиста шли не столько ради обмена мнени€ми или иде€ми, сколько ради буфетов и ресторанов в этих «салонах», в которых можно было отведать многие деликатесы, недоступные в других местах.

Ѕезусловно, ресторан – не самое плохое место дл€ развити€ культуры. ¬спомним, например, что решение о создании ћ’ј“а  .—.—таниславский и ¬.».Ќемирович-ƒанченко прин€ли 19 июн€ 1897 года, обеда€ в круглом зале московского ресторана «—лав€нский базар». ќднако не забудем, что вкусно покушать в ћоскве 1897 года —таниславский и Ќемирович-ƒанченко могли отнюдь не только в «—лав€нском базаре» (к слову, создание «—лав€нского базара» – отдельна€ истори€ в биографии русского предпринимател€ јлександра јлександровича ѕороховщикова). ¬ конце XIX веке в ћоскве де€тели культуры встречались в ресторанах, чтобы, во-первых, поговорить о культуре, а только во-вторых, вкусно поесть. ¬ советское врем€ де€тели советской культуры встречались в ресторанах своих творческих союзов, чтобы, во-первых, отведать вкусных дефицитных деликатесов, а, во-вторых, хорошенько залить за воротничок (чаще всего). –азвитием культуры тут и не пахло.


Ќа фото: ведущие самых попул€рных советских телепередач в ресторане ÷ƒЋ (слева направо): ёрий —енкевич ( луб кинопутешествий), —ергей »ванов (¬округ смеха), —ергей  апица (ќчевидное – неверо€тное) (фото с сайта ÷ƒЋ).
ј что до советских ƒомов  ультуры или  лубов (смехотворное в советском контексте использование английского слова), то, полагаю, главное их назначение было – привитие отвращени€ к народной культуре. ƒостаточно было пару раз в детстве насильно (пионерска€ или комсомольска€ об€заловка) посмотреть на пожилых женщин и мужчин в кокошниках и с балалайками, распевающих «русские народные песни», чтобы проникнутьс€ отвращением к этим песн€м. Ёто вообще была коммунистическа€ дикость – создавать какие-то ƒома  ультуры дл€ того, чтобы нав€зывать народу эрзац его же культуры. Ќарод и без вс€ких ƒомов  ультуры знал свои песни и частушки и пел их на пь€нках. ј ƒом  ультуры рассматривал просто как бюджетный вариант кинотеатра.


—мотр самоде€тельности на сцене сельского ƒома культуры.  адр из советского фильма « алина красна€» (¬.Ўукшин, 1974 год).
» что касаетс€ заказов и оплаты. ѕоскольку советска€ официальна€ культура была насквозь идеологизированной и рассматривалась коммунистами, как элемент коммунистического агитпропа, то и заказывали коммунистические органы в первую очередь то, что считали идеологически верным. “о есть у коммунистов оплата творчества шла не по критерию «талантливо/бесталанно», а по критерию соответстви€ максимам коммунистического агитпропа. ѕоэтому в коммунистической системе самыми хорошо оплачиваемыми были не те творцы, кто был максимально талантлив, а те, кто максимально соответствовал тюню «марксистко-ленинскому взгл€ду» на культуру. ¬ итоге какой-нибудь условный советский –убенс получал бы копейки за свои полотна, а то и вовсе не мог бы их продать государству (а более продавать было почти некому), поскольку не хотел писать крановщиц и комбайнЄров, а какой-нибудь ћосесов ¬руйр ѕоруйрович, пЄк своих строителей √Ё—, как пирожки и гарантированно продавал их официальным закупочным комисси€м. ћалевать€ стройки и строителей в рамках советского официоза вообще было наваристой темой.  оммунисты за неЄ хорошо платили. ¬от поэтому мы сегодн€ можем лицезреть кучи этих однотипных скучных полотен.


ћосесов ¬руйр ѕоруйрович. ћал€ры. 1964 г.
Ќо советска€ культура – то есть культура социума, обитавшего в ———– – должна была развиватьс€, как и положено, без идеологических препон и купюр, с возможностью свободы творчества без огл€дки на закупочную комиссию – культура ради эстетического переживани€, а не ради звани€ лауреата чего-то там. » эта культура развивалась. » развивалась она в советских Ќ»».

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ —Ћ≈ƒ”≈“...





источник - germanychgermanych 
[1 ссылок 52 комментариев 5850 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку