-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Topbot

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 49061
 омментариев: 7706
Ќаписано: 179141


«доровое общество Ёриха ‘ромма

¬оскресенье, 07 ћарта 2021 г. 15:40 + в цитатник

—ейчас прохожу обучение по специальности Ђѕрактическа€ психологи€ї. » в процессе изучени€ психологических наук натолкнулась на интересного ученого. ј еще ему в этом мес€це,23 марта, исполнилс€ бы 121 год. “оже повод о нем рассказать. »м€ этого ученого-Ёрих ‘ромм (1900 Ч 1980), выдающийс€ философ и психоаналитик. ќн был известен своими гуманистическими взгл€дами и мечтал о построении иного, лучшего чем сейчас общества. ¬от этим он мен€ и заинтересовал. «а критику капитализма  его нередко причисл€ли к левым и социалистам. ѕо мнению ‘ромма рост числа граждан, нуждающихс€ в профессиональных услугах его коллег, то есть психологов и психиатров, €вл€етс€ закономерным следствием развити€ этого общественного стро€. 

ќн родилс€ 23 марта 1900 г. во ‘ранкфурте в ортодоксальной еврейской семье. ѕолучил хорошее  начальное образование в гимназии, где изучал несколько €зыков. ”  ‘ромма с детства была антипати€  к люд€м, вид€щих смысл жизни  в зарабатывании денег. ѕерва€ ћирова€  война и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули  его к изучению мотивов человеческого  поведени€, вопросов жизни и смерти.

¬ 1920-х годах Ёрих ‘ромм вводит новый термин Ђобщество потреблени€ї, позже получивший широкое распространение. Ётот термин он употребл€л в негативном смысле.

Ђѕервоначально предполагалось, что если человек будет потребл€ть больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. ѕотребление имело определенную цель Ч удовольствие. “еперь оно превратилось в самоцель.
јкт покупки и потреблени€ стал принудительным, иррациональным Ч он просто самоцель и утер€л почти вс€кую св€зь с пользой или удовольствием от купленной вещи.  упить самую модную безделушку, самую последнюю модель Ч вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает все, даже жива€ радость от самой покупкиї.- отмечает ‘ромм.

¬ 1927-1929 гг. он начинает много печататьс€. «а всю жизнь ‘ромм написал более 30 книг. ≈ще одним примечательным фактом его биографии €вл€етс€ посещение ———– в 1962 году, где он принимал участие в качестве наблюдател€  в конференции по разоружению.

јнализ Ђкибернетического  обществаї, проделанный ‘роммом  в 60-70-е гг., привел его к созданию самосто€тельной Ђтипологии социальных характеровї: общество отчуждени€ Ђопредмечиваетї  человека, за€вл€ет ‘ромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей - вращать гигантскую машину вооружени€... “акое общество, без  сомнени€, создает особый Ђдеструктивный тип личностиї, который становитс€ угрозой дл€ самого существовани€  человечества.

¬ 1955 году Ёрик ‘ромм издает книгу Ђ«доровое обществої, где  в противоположность патологическому описывает иное общество, как Ђмодель идеального типаї. Ёкономическа€ и политическа€ де€тельность подчинены здесь именно человеческим интересам, а не денежным. ¬ этом обществе человек Ц активный и ответственный участник жизни общества, хоз€ин своей жизни. ≈го жизненна€ цель быть многим, а не обладать многим. —трастное желание создать и сохранить богатство замен€етс€ экзистенциальным обладанием Ц рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относитс€ пище, жилищу, одежде человека.—ловом, здоровое общество адекватно  потребност€м человека.

„еловек может адаптироватьс€ почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваютс€ ментальные и эмоциональные нарушени€, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. ѕо его мнению, путь к здоровому обществу лежит не через самосто€тельное развитие экономики или достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменени€ в промышленности и политической организации, в духовной и философской ориентации, в структуре социального характера и культурной де€тельности. ќбщество  не может дать человеку эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости. 

Ђ—оздание нового человека и нового общества, - писал Ё.‘ромм, - станет возможно только в том случае, если на смену старым мотиваци€м извлечени€ прибыли и завоевани€ власти придЄт нова€, а именно - быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придЄт характер продуктивный, люб€щий, а на смену кибернетической религии - новый, радикально-гуманистический духї.

—овершенное общество рисовалось ‘ромму таким, в котором наход€т  удовлетворение базисные потребности человека. ќн называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

√лавна€ задача в построении душевно здорового общества - это  воспитание в люд€х продуктивного  характера. ѕродуктивность Ц это  способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

ѕроизводственна€ сфера  должна быть организована таким образом, чтобы человек мог принимать участие в управлении и прин€тии решений. ¬ладение собственностью на средства производства принципиального значени€ не имеет. √лавное состоит в том, что трудова€ де€тельность имеет смысл дл€ человека: он знает, что делает, вли€ет на то, что делает, чувствует себ€ в единстве со своими коллегами по работе.  роме того, необходимо переориентировать основную мотивацию с материального обогащени€ на духовное удовлетворение.¬ сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то Ђнародна€ демократи€ї или Ђцентрализованна€ демократи€ї) заменить активной демократией участи€ - истинно разумные решени€ не могут приниматьс€ путем массового голосовани€, ибо у современного отчужденного индивида есть мнени€ и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет воли. ѕоэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудн€ет иррациональное воздействие на сознание людей.

¬ культурной сфере нет  надобности создавать новые духовные цели. —корее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими учени€ми ценности, которые способствуют развитию разума, совести и братской солидарности. јкцент же в образовании должен быть сделан на включение в социальный характер способности к критическому мышлению, воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному творчеству. –уковод€щими принципами человека должны стать разум и совесть, свобода быть самим собой.

 роме того, ‘ромм предложил  проекты общественных преобразований, с которых могло бы начатьс€ создание здорового общества. —уть этих предложений в создании небольших Ч человек по дес€ть Ч Ђгрупп межличностного общени€ї, в которых близкие друг другу люди в услови€х свободного получени€ всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образовани€, здравоохранени€ и других сфер жизни. —умма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных област€х. √руппы межличностного общени€ могли бы при необходимости собиратьс€ на ассамблеи по несколько сотен человек. Ќар€ду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состо€щие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейс€ науки о человеке.

¬ книге  Ђ»меть или быть?ї, вышедшей в 1976 году, 

он предлагает р€д мер, актуальных и по сей день. Ќапример: Ђследует запретить все методы Дпромывани€ мозговУ, используемые в промышленной рекламе и политической пропагандеї; Ђпропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтоженаї; Ђженщины должны быть освобождены от патриархального господстваї; Ђнаучные исследовани€ следует отделить от их использовани€ в промышленности и оборонеї и т. д.

¬ этой книге он так же говорит о двух возможных стратеги€х развити€ „еловека и „еловечества. ѕерва€ стратеги€ св€зана с накоплением собственности и наращиванием производства товаров, втора€ св€зана с расширением потенциальных возможностей.

¬згл€ды ‘ромма в текущем дне перекликаютс€ с проектом Ђ—озидательное обществої, которое реализует  волонтерска€ общественна€ организаци€ ћќƒ јЋЋј“–ј. “о что ‘ромм называет гуманистическим общинным социализмом, волонтеры движени€ называют —озидательным обществом, в противовес потребительскому. ” них тоже во главу угла ставитс€ не деньги, прибыль, а человек и его наиболее полна€, созидательна€ реализаци€ в обществе.   участию в построении этого общества может присоединитьс€ каждый человек, зайд€ на сайт проекта. ј как будет выгл€деть это общество записано в его 8 основах(тоже можно ознакомитьс€ на сайте). “ам же расписаны  и этапы его построени€.

» вот еще что мен€ поразило в концепции ‘ромма. —равнива€ все великие учени€ - учени€ Ѕудды, ¬етхого и Ќового завета, ћайстера Ёкхарта, ћаркса и  др., он доказывает, что извечна€ мечта человечества, построение справедливого  общества, котора€ пока еще €вл€етс€ утопией, в конечном итоге будет воплощена в действительности: Ђ“ехнические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы благодар€ новой науке о природе. „еловеческа€ утопи€ мессианского времени - утопи€ нового объединенного человечества, живущего в братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на реализацию технических утопийї.

  таким же выводам пришел один из активных участников ћќƒ јЋЋј“–ј, ».ћ. ƒанилов, отвеча€ на вопрос, о чем мечтали пророки в одноименной передаче.

ќбщественный проект ‘ромма заключаетс€ в создании условий дл€ развити€ наиболее здоровых черт социального характера. ѕоследний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развити€ нового общества.

≈ще особое место в работе ‘ромма Ђ»меть или быть?ї занимает часть о  новом человеке и новом обществе. ‘ромм приписывает Ќовому „еловеку следующие качества:

      -готовность      отказатьс€ от всех форм обладани€ ради подлинного быти€

  • уверенность      в себе, основанна€ на вере в собственные силы
  • осознание      того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни
  • стремление      развивать свои способности любить, радоватьс€, а также способность к      критическому сентиментальному мышлению
  • углубленное      познание самого себ€, не только сферы своего сознани€, но и сферы своего      бессознательного.
  • ”мение      чувствовать свое единение со всем живым на земле
  • умение быть      счастливым.  

Ќо ‘ромм так же отмечает, что перед тем, как  исправл€ть общество, человек в первую очередь должен изменить самого себ€, свое бытие. ¬едь индивид Ч это  часть этого общества. ≈сли твое бытие определ€етс€ лишь потреблением и накоплением, то и де€ни€ твои приведут только к разрушению, разорению, раздору. ≈сли же ты живешь ради любви, радости, саморазвити€, то именно ты станешь  толчком к развитию Ќового ќбщества.

“аким образом, идеи ‘ромма о новом более справедливом гуманистическом обществе не просто актуальны сейчас, но и уже начинают реализовыватьс€ на практике. 



источник - ru_psihologru_psiholog 
[0 ссылок 52 комментариев 3400 посещений]
читать полный текст со всеми комментари€ми
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку