-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Topbot

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2008
Записей: 67215
Комментариев: 7818
Написано: 197413


КА- 52 ... пазл сложился

Пятница, 18 Марта 2022 г. 09:00 + в цитатник

Последний семестр пятого курса полон волнений: госэкзамены, распределение, предзащита диплома и  его защита.  Все на виду, ты уже не сам по себе, а  как бы государственная единица. Перед распределением было много собраний споров. Решали как определить очередность,  по которой мы будем заходить в комиссию по распределению. Ведь каждому, кто зайдет позже,  остается все меньше мест для выбора. А проблем было много. Например, 7 мест в списке было от УФСИН  (это мелкие заводики в зонах), туда не брали женщин. А среди последних по баллам было две девушки. А еще  декан предложил старостам групп и комсоргам добавить по 0.2 к среднему баллу — за дополнительную нагрузку. Распределились!  Почему-то перед местами в зону оказались заводы Арсеньева. В тот год им нужно было много инженеров,  12 человек отправились на заводы «Прогресс» и «Аскольд».

Работа у моих  однокурсников оказалась очень интересной: подготовка производства и  организация выпуска  вертолётов  Ми-24В.  Их выпустили  1001 штуку. С 1981 года запускали  в производство пушечный вариант вертолёта Ми-24П, вооружённый двуствольной 30-мм автоматической пушкой ГШ-30К. Их произвели около 1500. В период войны в Афганистане в 1979-1989 годах на аэродромах Баграм, Джелалабад, Кабул и Кандагар практически постоянно находились бригады специалистов предприятия, которые осуществляли ремонт и модернизацию вертолётов. Да-да, мой однокурсник Серега там занимался прочностными расчетами и модернизацией и консультировал ремонтные бригады.

С 1986 года началась подготовка к выпуску нового вертолета К-50.  Завод оснастили станками с ЧПУ, ежегодно на завод отправляли не менее 10 новых инженеров. Нашей кафедре перепало много работы по НИОКРу  (Научно-Исследовательские и Опытно- Конструкторские Работы). Мы разрабатывали программы для станков с ЧПУ. А  когда вертолеты решили продавать в Индию, потребовалась международная сертификация. Нужно было разрабатывать подробные Руководства Летной Эксплуатации. А это значит, что нужно описать все возможные отказы, поставить им в соответствие причины и способы устранения.  Способы эти разные: на аэродроме, где есть механики и оборудование — одни, а на «полянке» — другие. Занимались мы этим на кафедре, каждый работал над своим разделом. Мужики не любят писать отчеты, вот я и собирала все  их писульки в кучу, разрабатывала таблицы соответствия, программировала...  Ну и возила каждый квартал отчеты в Арсеньев на «Прогресс», т.к. зав. кафедрой сказал, что раз ты написала этот документ,   тебе и  презентовать  его заказчику. На самом деле нужно привезти подпись на акте выполненного объема  работ чтобы получить оплату за очередной этап. Платили хорошо по 500-700 руб. в квартал. А это — приработок для преподавателей.

А потом наступили «святые 90»,   все работы свернулись, завод перебивался мелкими заработками.  Например, начал изготавливать запчасти для автомобилей ВАЗ.   Работники завода помнили хорошие времена и хотели дать своим детям высшее образование. Инженерное образование оставалось бесплатным, но  у родителей  не было денег на  содержание  своих детей во Владивостоке. Управленцы завода организовали при заводе учебный центр.  Мы по очереди ездили в Арсеньев. Вычитываешь курс, руководишь курсовым проектом, принимаешь экзамен — и домой.  На мои предметы уходило 3-4 недели работы по 6 -8 академических часов в день. Лабораторные занятия вели работники завода в реальных цехах и отделах. 

 После 91 года и развала страны  жители Арсеньева переживали трудные времена. Руководство давало работникам отпуск  без содержания  по неделе в апреле, июне, сентябре.   Нанимали трактора, которые  бесплатно распахивала поля,  выделяли заводские автобусы,  а работники сажали картошку.  Собирали два урожая. Первый везли во Владивосток  и продавали на базарах (тогда  стихийные базары были везде). Второй урожай был для себя.  Первые семена картофеля сорта «адретта» я привезла из Арсеньева. И еще обалденные рецепты овощных консервов  тоже мне дали арсеньевцы, до сих пор они у нас в ходу. Все наши однокурсники быстро получили квартиры, обзавелись машинами и дачами.  Сейчас у многих коттеджи, они лихо катаются на горном спуске,  а когда мы приезжаем, нас радушно встречают.

Завод не развалили, не разворовали, людей удержали.  Прошла  приватизация, завод  стал АО.   Только  в 2011 году пошли  более-менее  приличные заказы от Министерства обороны на  КА-52 «Аллигатор», а потом и КА-52К, их планировали разметить на «Мистралях». В 2014 году завод произвел модернизацию, что позволило повысить производительность  труда вдвое. Начался    серийный  выпуск  ударно-разведывательного вертолета «Катран» КА-52К.

Встреча однокурсников летом 2019 года На этом снимке есть главный технолог "Прогресса", главный механик "Звезды" и главный механик московского завода по изготовлению  и монтажу терминалов в метро.
Встреча однокурсников летом 2019 года На этом снимке есть главный технолог "Прогресса", главный механик "Звезды" и главный механик московского завода по изготовлению и монтажу терминалов в метро.

Столько лет я была связана с этим заводом, но в моем сознании  все было по отдельности: жизнь однокурсников, обучение студентов, научная работа. А сейчас, когда в каждом сюжете с  Украины показывают КА52, их разведывательные полеты, точечные удары   —  все  пазлы сложились в одну картинку.   Согласитесь — красивый вертолет. 




источник - gull_25gull_25 
[0 ссылок 81 комментариев 3300 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку