Итак, по приезду в Израиль, в анамнезе у нас имелось 2 мальчика 16 и 18 лет. Младшего пока выносим за скобки. Он там, где мама. Среднему светила школа, Старшему - институт. Самый большой сюрприз преподнесла школа. Человек закончил 10 класс, а в Израиле ему снова требовалось пойти в десятый и отучиться ещё 3 года. То бишь, в институт он идёт на два года позже, чем в России. Бабушки были в обмороке, я была в ужасе. Он теряет целых 2 года!!! Но потом расслабленные еврейские друзья сказали мне «А почему ты таки думаешь, Маша, что это потеря, а не приобретение? Посмотри на это с другой стороны! Ему не надо сейчас срочно принимать решение, кем я хочу быть, он же до сих пор не в курсе у тебя? Он получает ещё 3 восхитительных года детства, теряет безумный год подготовки к ЕГЭ, обретает такую долгожданную свободу от родителей в израильском интернате, одни плюсы ведь?» В общем, хорошенько подумав , я смирилась, потому что всегда видела своего Среднего, обучающимся за бугром. Медленно, но верно. Хорошим специалистом. Шаг за шагом по карьерной лестнице. Хорошим специалистом за хорошие деньги. И Средний сам хотел, несмотря на сильно возражающих бабушек и недовольного отца. И сейчас он там очень доволен, домой не просится. И я за него спокойна, знаю, что это правильный выбор. Старший у меня совсем другой. «Немедленно, все и сразу». А так не бывает в развитых странах. Но, видит бог, я старалась. Письма в один институт, в другой, в третий. Я старалась настолько, что в переговорах с университетом Бен-Гуриона, мне пришло однажды разгневанное письмо, что мы понимаем, конечно, что еврейские(!!!) мамаши это катастрофа, но перестаньте нам уже писать за своего сына, женщина! А то у нас складывается впечатление, что это надо вам, а не ему. Письмо было хамским, и меня расстроило, но глобально они были правы. Ему это не надо было совсем. Даже не смотря на усиленное втягивание в местные молодёжные тусовки, на пентхаус в ТА, подаренный ему на 4 дня на день рождения, где он зажег не по-детски и день рождения удался, несмотря на то, что Израиль категорически хотел ему понравиться… Он сказал «нет, Я хочу в Россию, в финэк, к друзьям, девочкам и спекуляции кроссовками». Могла ли я настоять и надавить? Могла конечно. Но я не стала. Ему 18 лет и он заслуживает права на самостоятельные решения. Хотя бы для того, чтобы после не винить в их последствия меня. И даже сейчас , в свете последних событий, когда он все ещё может вернуться в Израиль, он не едет. И вот эти крики от моих знакомых «выпихивай срочно», сводят меня с ума. Как можно выпихнуть того, кто не хочет выпихиваться? Разве родители взрослых детей могут брать на себя такую ответственность? У меня нет ответа. За меня родители никогда ничего не решали. На данный момент, итог таков. Старший в России, Средний в Израиле. Но один вопрос мне все равно не даёт покоя. Если российские образование такое плохое, то почему Средний там сейчас, в 10 классе, проходит то, что проходил в России в восьмом? По английски говорит на уровень выше одноклассников. По всем предметам идёт на 5 ехидот, это высший балл, хотя в России особо умным никогда не считался. Они там в школах дают детям расслабиться, а потом в институтах все навёрстывают что-ли? Почему наше образование считается плохим? Потому что у нас типа муштра и школьная форма, а у них - свобода выбора? И от этой свободы они даж при худших знаниях лучше функционируют потом? Конечно, лет через 5 я буду знать точный ответ на этот вопрос. Но если кто объяснит пораньше, буду признательна.