-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Topbot

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2008
Записей: 50221
Комментариев: 7717
Написано: 180313


Предподростковый возраст

Суббота, 06 Марта 2021 г. 15:00 + в цитатник
Вчера слушала прекрасную лекцию Катерины Мурашовой про предподростков (там довольно широкий возрастной разброс, но в моем понимании это 9-12 с индивидуальными колебаниями в обе стороны). Мне прямо очень понравилось, но я вообще люблю ее подход - такой немного жестко-биологический, без особых кококо. Очень жалею, что услышала сейчас, когда моему 12, а не пару-тройку лет назад.

Несколько запомнившихся моментов:
- Это возраст осознания своей смертности, как ребенка. Переход к взрослости еще не начат, но ребенок его уже предчувствует.
- Основная задача этого возраста - разобраться, как устроен мир (теперь уже оба - и реальный, и виртуальный) и социальные роли. В детстве ребенок сосредоточен на себе, в подростковом возрасте - тоже, но с креном в "как весь этот мир относится ко мне и что мне с этим делать". А предподростковость - время жадного изучения мира: что как устроено, что будет, если кинуть петарду в унитаз и т.п. Возраст Тома Сойера, походов на старые кладбища и заброшенные стройплощадки. И если по каким-то причинам каналы постижения мира перекрыты (не разрешают, не пускают, слишком сильно загружен школой и допами) - дети начинают демонстрировать симптоматику хронической усталости. Примета последнего времени - дети 8-10 лет, которые ничего не хотят и постоянно чувствуют себя уставшими.
- Возраст примерки разных социальных ролей и тут очень важно правильное отношение родителей к этому процессу (и вот пост ниже про первоклашек, дерущихся за девочку - это прямо классика групповой динамики и разделения на группировки "за лидера" и "за оппозиционного лидера").
- Возраст провала мотивации. (Дисклеймер: если у вас идеальное саморегулирующееся дитя, пропустите этот пункт и купите себе мороженое)). Примерно до конца начальной школы действует ведущая мотивация "быть хорошим" ("МарьМванна, можно я! Спросите меня!") Взрослая мотивация "мне сейчас надо напрячься и сделать это, чтобы потом получить плюшки/не получить люлей" отрастает в лучшем случае к 15 годам, а может и к 20. (( Между этими двумя вариантами можно использовать только промежуточную мотивацию - морковка перед глазами, временной интервал - день, максимум неделя. Если у вечеру сделаны все уроки и вымыта посуда - играешь полтора часа. Если за неделю не было троек и двоек - на выходные едем туда-то.
- Феномены, присущие возрасту: "Меня подменили в роддоме/я приемный ребенок" - вытекает из осознания того, что он другой, не такой, как его родители что это вообще за странные люди вокруг меня? и желание уйти/убежать из дома, чтобы что-то найти, чего-то достичь (на Северный полюс, с геологами на раскопки, помогать вьетнамским повстанцам и т.п.) Причем в подавляющем большинстве случаев взрослые люди не помнят потом эти моменты биографии.
Ну и еще много всего интересного и более подробно про вышеописанное. Сильно рекомендую (лекторий "Прямая речь", там вроде и сейчас можно купить, просто будет запись, а не онлайн, который, кстати, нещадно вис, я буду пересматривать еще).

источник - malyshimalyshi 
[0 ссылок 78 комментариев 5700 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку